1. Исполнить правду крещения
Жизнь Григория Семеновича Нерубенко вместила в себя целую эпоху. Родился он в 1896 году в сочельник, 6 января, в селе Долбино (ныне Белгородской области), в семье служащего. Родители были православными. Отец пел на клиросе в Покровской церкви, где и был крещен маленький Гриша. В начале двадцатого столетия обратилась к Господу тетя, старшая сестра отца. В семье не смолкали беседы: как веровать правильно, как жить по Евангелию. В селе появилась небольшая церковь Евангельских христиан-баптистов, которые проводили свои богослужения в домах единоверцев. Однажды верующих, а также своих сослуживцев пригласил в свой дом и Семен Нерубенко. Это произошло зимой 1908 года. Собрались около 25 братьев и сестер. Богослужение прошло просто и сердечно, читали Евангелие, молились, пели псалмы.
После этого богослужения отец обратился к своим сотрудникам:
- Ну, вот теперь вы слышали и видели, как хорошо. И поют, и молятся.
- Хорошо то хорошо, но сам-то ты, почему туда не идешь?
- Э, там терпение большое нужно, там покурить нельзя, выпить даже на пасху нельзя, и поругаться там нельзя. Но они правильно поступают, по Евангелию, а мы нет.
Так в двенадцатилетнем возрасте любознательный паренек впервые услышал евангельскую весть. В его памяти навсегда осталась сердечная атмосфера этого общения и новые, доселе незнакомые песни: «Грешники к Христу придите», «Я нашел себе спасение», «Небосвод уже темнеет».
Через пять лет Гриша приехал в Белгород. Была первая неделя великого поста и он зашел в собор мужского монастыря, чтобы причаститься. Вечером, идя со службы по главной улице, он вдруг услышал знакомое пение. Сердце учащенно забилось. Войдя в дом, он стал свидетелем богослужения местной церкви ЕХБ. К своей радости, среди посетителей юноша узнал и несколько знакомых односельчан. С этого времени Григорий стал постоянно посещать Дом молитвы.
Богослужения, несмотря на простоту, вызывали немалый интерес горожан. Слушатели были на каждом служении. Среди них довольно часто присутствовали и белгородские адвокаты, которых в городе было всего двое. Они специально приходили послушать проповеди братьев Алексея и Павла Дацко, приезжавших из Харькова. Последние интересовали адвокатов не только как проповедники нового учения, но и как талантливые ораторы.
Вскоре Григорий с волнением и трепетом впервые молился в собрании и попросил окружного пресвитера Каплиенко Павла Емельяновича, также приезжавшего из Харькова преподать крещение по вере. Однако это было не так-то просто сделать. Несмотря на относительную свободу, продолжала действовать статья за совращение православных. Поэтому пятнадцать новообращенных, желающих принять крещение, обратились к Курскому губернатору с прошением, чтобы их исключили из православия. В противном случае, за крещение «православных» пресвитеру грозила ссылка. Вскоре прошения были доставлены в Курск служителю местной церкви Федору Евдокимовичу Цимбалу, а затем его дочерью, которая работала секретарем-машинисткой в окружном суде, были переданы в губернское управление. Прошло несколько месяцев, а ответа от губернатора не было.
Однако, незамеченным это прошение, как оказалось, не осталось. Вскоре Григорий и другие братья и сестры получили повестки с приказанием явиться на дознание к полицейскому приставу. Позже Григорий вспоминал: «Пристав встретил меня вполне дружелюбно. «Вот вам, молодой человек, бумага и чернила, напишите подробней, кто вас склоняет оставить православие и принять сектантское вероучение».
Я ему говорю: «Никто меня не принуждает, это мое личное убеждение. Я человек грамотный, читал Евангелие, изучал закон Божий в школе и нашел текст в Евангелии от Марка: «Исполнилось время и приблизилось Царствие Божие, покайтесь и веруйте в Евангелие». И я поверил Евангелию и нашел его истинным.
Поэтому прошу разрешения Его превосходительства (Губернатора) присоединить меня к Харьковской общине ЕХБ» (Белгородская община являлась в то время частью Харьковской общины). «Ну ладно, идите», отпустил он меня. Через две недели опять повестка в полицейское управление. Он говорит: «Ну, надеюсь, молодой человек, вы все теперь продумали и вспомнили, кто первый раз вам сказал, кто вас пригласил в молитвенный дом. Вы садитесь, и подробненько все и напишите», а сам отошел. Я ожидал его около часа. Возвращается. «Ну, написали?» Я говорю: «Нет, господин пристав, ничего я не мог написать, потому что меня никто не склонял и не принуждал». «Тогда, может быть, кто лестью или выгодами, какими или, может быть, принуждением каким? Может, девушки, какие-нибудь?» «Нет» - говорю. «Тогда все мне это напишите, что никто вас не принуждал никакими угрозами, никакими выгодами, никакими ласками». Я ему все это написал и подписался».
В середине августа, когда брат Каплиенко приехал для совершения хлебопреломления, новообращенные обратились к нему: «Брат, уже лето заканчивается, вода холодная, как же нам быть?». Пресвитер спросил: «А никто не предаст?», и, как показалось Григорию, недоверчиво посмотрел на него, зная что его отец Семен Нерубенко поет в православной церкви.
Ситуацию разрядил руководитель местной общины Герасим Осипович Орлов. Он даже руками замахал: «Ты что, Павел, думаешь на счет его отца?! Так это товарищ мой, мы раньше с ним одну цигарку курили, мы хорошие друзья, он никогда и ничего… Он всегда нас защищает». «Тогда соберемся у брата Рагулина, и в три часа ночи пойдем на Донец и совершим крещение».
…В эту ночь Белгородская церковь ЕХБ пополнилась пятнадцатью новыми христианами.
Продолжение следует
Подготовил на основе воспоминаний Г. С. Нерубенко