Главная>Новости>Церковь>«Это было с церковью или страной, или в сердце было моем» | ЭКСКЛЮЗИВ

«Это было с церковью или страной, или в сердце было моем» | ЭКСКЛЮЗИВ

«Это было с церковью или страной, или в сердце было моем» | ЭКСКЛЮЗИВ
Словом и делом
 
Продолжение (начало тут)
04.04.2011

продолжение (начало – 22 марта)

 
3. Словом и делом
Первая мировая война не обошла стороной и Григория Нерубенко. После окончания учебы и получения профессии фельдшера он был призван на военную службу и направлен в Тбилиси, в распоряжение санитарного инспектора Закавказского военного округа. Через три месяца, в июле 1916 года, войсковая часть была сформирована. Двадцатилетний фельдшер был направлен на передовую. Полгода пребывания на русско-турецком фронте не прошли бесследно. Григорий тяжело заболел и был направлен на лечение в Россию. В марте он поступил в Первую выздоравливающую команду в городе Курске. Выйдя первый раз в увольнение, он сразу же нашел верующих, многие из которых были ему знакомы.
 
Февральская революция, провозгласила незыблемость основных гражданских свобод. Воодушевленный этими изменениями, двадцатилетний христианин стал инициатором общественного духовно-просветительского служения в Курске. Вот фрагмент одного из его выступлений на митинге на центральной площади у Почтамта (ныне – Красная Площадь): «Это было после первой революции. Тогда отменили титулования: эти высочества, превосходительства. Для всех был один титул – «господин солдат», «господин генерал». Это так обрадовало людей. Все равно что землю дали. Теперь никого не надо величать. Многие выступали тогда на митингах, которые проходили каждый день и длились с утра до вечера. Говорили всё, что хотели. И я выступил на площади возле военного коменданта. Мне тогда был 21 год, и я полагал, что меня выслушают. Я сказал: «Господа, разрешите мне сказать. Вот мы имели не одну сотню лет государственную эмблему нашего отечества, двуглавого орла, а все ли знают значение этой эмблемы? Туловище одно, а головы две. Если кто знаком с медицинской литературой, тот знает о рождении сиамских близнецов: головы две, а туловище одно. Это является тягчайшим уродством. А вот эмблема нашего государства - двуглавый орел. Что это означало? Это означало, что государство наше управлялось и царем, и церковью. Если надо кого повесить, то царь-батюшка дает на это указ. А когда приходит Великий пост, то ему надо исповедоваться, и он идет к митрополиту просить прощения. И тот прощает его. Какая голова тогда старше, не поймешь. Целый год как будто одна голова старше, а на Великий пост – другая. Во всяком случае, это уродство не меньше, чем уродство сиамских близнецов. Это уродство надо устранить, устранить одну голову, отделить церковь от государства. Никого ещё эта казенная вера не спасла. Вот все мы стоим здесь, и спросите друг друга: «Ты спасен?». И никто не скажет «да». В общем, кто хочет более подробно послушать по этому поводу, приходите на Херсонскую улицу в церковно-приходскую школу Георгиевской церкви».
С согласия отдела народного образования служения проводились не только в церковно-приходской школе при Георгиевской церкви, напротив Георгиевской аптеки на Херсонской улице (ныне – ул. Дзержинского), но и в Вышеначальном училище на улице Московской в доме № 50 (ныне – ул. Ленина). Примечательно, что это служение получило поддержку со стороны городских властей во время нового (шестого!) избрания Курским Городским Головой Аркадия Васильевича Алехина, ученика и последователя И.С. Проханова. http://www.protestant.ru/news/culture/?id=4211
 
Встречи вызывали большой общественный резонанс. Особенно интересовали людей вопросы библейского учения, христианской этики, отношение верующих к событиям общественной жизни. Множество людей, придя в церковь, утоляли свою духовную жажду, находили смысл жизни и хотели нести благую весть своим землякам. Богослужения посещали как представители интеллигенции, так и других сословий. Много было медицинских работников, военных, железнодорожных служащих, рабочих. Один из служителей церкви – Федор Евдокимович Цимбал – работал в управлении Московско-Киевско-Воронежской железной дороги делопроизводителем в службе тяги. Кстати, одно время вместе с ним здесь же служил чертежником Казимир Малевич, в будущем – знаменитый художник-абстракционист, основатель нового направления в изобразительном искусстве – супрематизма и автор известного шедевра «Черный квадрат». Управление располагалось в здании, занимаемом сегодня управлением ФСБ на улице Добролюбова.
 
 Многие верующие были воодушевлены общественными изменениями, ожидали, что гонения останутся в прошлом. Г.С. Нерубенко впоследствии вспоминал: «С тех пор, как уверовал, я также почувствовал, что такое батюшка и что такое пристав полицейский. Поэтому новую власть революционную мы приняли как избавление. Мы, верующие, тогда считали, что пришло наше освобождение, ведь очень нас притесняли священники и полиция». А Павел Васильевич Павлов, известный служитель Союза Русских баптистов, так выразил чаяния верующих: «Наше желание – свободная церковь в свободном государстве».
 
Г.С. Нерубенко после выздоровления продолжал служить военным фельдшером. Услышав его выступление на митинге, сослуживцы избрали его первым председателем гарнизонного комитета военных медиков. Затем им был организован губернский союз фельдшеров, и он стал его первым председателем. Членские билеты первых участников этого союза подписаны рукой Григория Семеновича. В это время в Курске было шесть госпиталей, строевые воинские части, две команды выздоравливающих. Врачей не хватало, а те, которые были, не торопились помогать новой власти. Г.С. Нерубенко занимал врачебные должности: член санитарной коллегии военкомата, старший врач 19 батальона, старший врач батальона ВЧК. Несколько раз он добровольцем направлялся на борьбу с эпидемиями тифа и холеры, которые свирепствовали в регионе. Это вызывало немалое удивление коллег, и вместе с тем, было свидетельством живой, действенной веры.
В 1918 году Григорий Нерубенко вступил в брак с Марией Баратаевой. Состоялось первое в истории Курской церкви бракосочетание. В память об этом событии сохранилось свидетельство, выданное церковью. Церковь уже тогда имела напечатанные типографским способом бланки со своим наименованием и печать.
        
В 1922 году Г.С. Нерубенко был рукоположен на служение пресвитера Белгородской церкви ЕХБ, которая насчитывала около 300 членов и избран в губернский пресвитерский совет (правление). Это произошло на  первом губернском съезде. Тогда же был образован и Курский губернский союз евангельских христиан-баптистов (Белгород был в составе Курской губернии).
 
Окончание следует
 
Подготовил на основе воспоминаний Г. С. Нерубенко
Геннадий Лихих, специально для портала www.protestant.ru
 
 

 

Темы этой статьи
Похожие статьи
 II-я практическая конференция ЕХБ
В тюменской церкви евангельских христиан-баптистов «Духовное Возрождение» прошла II практическая конференция юга Тюменской области. Собралось примерно 120 человек. Тема конференции: «Где церковь, которая...
Духовный центр «Дорога домой»
В Омском братстве ЕХБ вновь праздник— в городе Исилькуль (Омской области) состоялось освящение нового здания, в котором располагается Духовно-консультативный центр, относящийся к служению «Дорога домой». На...
Фестиваль хоров церквей ЕХБ
Принимали участие хор из церкви «Живое Слово» г.Усмани, хор из церкви г.Грязи, и 3 хора из церквей г.Липецка: церковь «Храм Сокол», церковь «Новая жизнь», «Церковь Св. Троицы»....
Весенняя конференция «Призванные к свободе»
В церкви ЕХБ «Преображение» (г. Орел) в рамках молодежного спецпроекта «Христианин нашего времени» состоялась весенняя конференция «Призванные к свободе». Орел встретил прибывших, а это...
Нестандартные баптисты
Ранее мы уже публиковали материал об этом необычном для баптистов направлении. Теперь представляем иную точку зрения на происходящие события. М о с к в а – Запахом ладана наполнен зал молитвенного...
Как стать христианином – Христиане.ру