Всем привет. Наше еженедельное размышление о кризисе или застое в богослужебной практике литургически традиционной евангельской Церкви продолжается.
Вспоминается мне старый душевный гимн из сборника: «О молитва, о молитва, в жизни Богом ты дана …». И на самом деле, молитва занимает в жизни христианина не последнее место. Это важная часть духовного развития верующего и беден тот, кто пренебрегает этой возможностью быть рядом со своим Спасителем …
Сегодня мы поговорим не просто о молитве, ведь тема сия велика. Мы будем размышлять о совместной молитве в собрании Церкви. Статья сегодня, как никогда, практична. Прошу отнестись к ней как к размышлению и дискуссии. Я не претендую на истину в последней инстанции и мои предложения носят рекомендательный характер.
Проблемы поклонения в молитве
Молитва – это общение с Богом.
Прискорбно наблюдать все большую утрату последнего всеобщего мистического и эмоционального переживания в литургически традиционных церквях евангельских христиан и баптистов.
Общая молитва вслух только после проповеди привела, этот драгоценный дар всеобщего поклонения Богу, к упадку. Этот факт поражает своими масштабами. Целые евангельские деноминации в России скатываются сегодня до поклонения Богу в собрании без молитвенного поклонения Ему. Только в слушании проповеди на темы «чего нельзя», «мы деноминация лучше всех, а они все плохие» и короткой молитвы после, можно усмотреть сегодня цель общего собрания многих евангельских Церквей. Под воздействием унаследованного молоканского мышления, тенденции законничества, страха перед всем новым или забытым старым, а так же сильного желания сохранить все в неизменном виде, не смотря на явную устарелость традиций, такой чин богослужения как всеобщая молитва утрачивает свою значимость.
Молитвы, словно записанные на пленку и прокручиваемые раз за разом, а иногда и по два раза за собрание, стали неотъемлемой частью богослужения многих христиан. Нельзя осуждать людей, особенно в возрасте, за естественное желание прославить и поклониться Богу на общем Богослужении. Но отсутствие, каких либо других чинов богослужения, где бы могла реализоваться потребность человека в выразительном поклонении Господу, привело, чуть ли ни, к заниманию очереди на общую молитву вслух. Притом, возможность помолиться в слух на одном собрании литургически традиционной евангельской церкви имеет не более 5 % «прихожан» (статистика из наблюдений автора), а чаще и менее.
Естественно, в результате обычной конкуренции, места молитвенников отходят либо к людям с «психа-типом холерика», либо к бабушкам с православной ментальностью, не представляющим себе похода в храм без прочтения молитвы. Все остальные люди, с другими «психа-типами» и возрастами, вынуждены выслушивать молитву одного человека, чтобы сказать «аминь» или отрешаться от общего действия и единолично приносить Богу хвалу, поклонение и нужды, что не правильно. Мы не приходим на всеобщее поклонение Богу, чтобы отрешаться от происходящего. Необходимо учесть и тот факт, что, на фоне ущемления эмоциональности в Богослужении («только Писание»), отсутствует учение о всеобщей хвале и поклонении в каком бы то ни было «чине» богослужения, и в молитве после проповеди в том числе.
Из-за излишне рационального отношения к Богослужению, и те молитвы, которые звучат в слух и те, что звучат про себя, в большинстве своём – это молитвы нужд и покаяния. Это не плохо само по себе, но утрата цели «общения», Библейской цели всеобщего собрания, это плохо сочетается с утверждениями, что наше «общение» основано на Писании, и только на нём. К сожалению можно констатировать, что такая часть богослужения как общая молитва поклонения Богу, переживает глубокий кризис в традиционной церкви баптистов и евангельских христиан.
Стоит добавить и яркий антиевангелизационный фактор. Как в случае с «глоссолалией» (Кор.14:23), невозможно предсказать реакцию неверующего на постоянный плач, повторение одного и того же, унылость молитвы, количество времени занимаемое «плакальщиком», атмосферу всеобщего страдания и просто не понятность самой молитвы.
В Библии есть примеры молитвы хвалы, поклонения, исповедания грехов, ходатайства о других, провозглашения обетований Божьих и молитв восклицания. Давайте определимся с поклонением, и как раз здесь будем библейски догматичными. Поклонение значит «почувствовать сердцем».
Если мы просто исполняем форму, ничего не чувствуя, мы не может сказать, что служим Богу. Поклоняться также означает «выразить подходящим образом» то, что вы чувствуете. Мы не должны быть «клонами» друг друга и выражать молитвенные переживания поклонения Богу одинаково, в идентичной форме.
Не хотелось бы столь практичную статью тратить только лишь на критику существующей ситуации во многих общинах. Хочется и выход увидеть в конце тоннеля.
В связи с вышесказанным, кажется уместным дать ряд рекомендаций по улучшению ситуации в данном вопросе. Во первых необходимо провести серьезное ученичество в церкви на тему общей хвалы и поклонения Богу, с практикой по каждому из уроков. Без этого шага нет смысла продвигаться далее. Во вторых необходима реорганизация богослужения с поправками на её первоначальные библейские цели. Ну а теперь рекомендации …
1. Молитва поклонения в начале Богослужения не должна быть молитвой благословения действа священником, т.к. мы не православная церковь, низводящая благословения на прихожан, а евангельская, где все уже являются священниками, а не мирянами. В этот момент важно задать правильный настрой на все дальнейшее действие.
Поклонение, признающее своё не совершенство, кающееся в обличаемом от Духа Святого, очищающее перед вознесением рук хвалы и вводящее в общее ликование, прославление Бога, славословия и восклицания перед Господом. «Частное мнение» - возразят оппоненты. Да, но основанное на Писании, в отличие от существующего канонизированного литургически традиционного взгляда.
2. Молитва прославления Бога, в блоке хвалы и поклонения в общем пении, может проходить как всеобщая в полголоса и ведомая пресвитером или ведущим пения (лидер поклонения), так и по три четыре человека. Повернувшись, друг к другу, не зависимо от количества членов церкви, пережить духовный опыт и прославить Господа в славословии и восклицаниях – это и есть главная цель нашего прихода на богослужение.
3.Молитва поклонения, смирения, признания полной зависимости от Иисуса Христа, которая может быть как в пол голоса, так и по «тройкам» - это логическое завершение «чина» общего поклонения Богу в пении и молитве. А так же это идеальный настрой, для служения проповеди и готовности меняться от Слова, сказанного в личную жизнь каждого верующего.
4.Молитва поклонения, во время чтения Слова. Приходить к Богу в молчании, в поклонении и восхищении, благоговении перед Святым и Вечным, который используя уста человека, в эту минуту говорит прямо к нам (Авв.2:20). Следуя совету Павла (1Фее.5:17), пусть момент слушания пророчеств из Библии будет отмечен внутренним шепотом поклонения, хвалы, благодарения и смирения с тем, что произносится от Господа с кафедры для каждого. Молчаливое, но внутренне молитвенное состояние при прослушивании проповеди, в ожидании откровения в свою жизнь и принятие его, это не новое учение, а просто хорошо забытое старое …
5.Молитва поклонения вслух, после проповеди в Церкви, может быть только в смирении и принятии решения для своей жизни по теме проповеди. Этому необходимо учить. Не должно быть ничего, что бы отвлекло нас от переживания пророчеств из Писания для нашей практической жизни. Молитва может проходить как в полголоса с ведущим молящимся – проповедником, так и по двое - трое с заключением проповедника (Матф.10:16;18:27). После проповеди можно так же давать небольшое время тишины, для молитвенного самоанализа в связи с вышесказанным.
6.Молитвы нужд понятны в дискурсе традиционной баптистской и евангельской Церкви, как никакие другие, но и здесь необходимы корректировки. Согласие молиться, предполагает анализ нужды (Матф.18:19), конечно кроме невозможности по причине интимности ситуации. Поэтому, просто чтение записок с последующим поднятием их и молитвой: «Ты Господь все знаешь», это не совсем проанализированная ситуация на предмет воли Божьей и согласие верующих просить о ней. Это молоканское наследие. В связи с этим необходимо переосмысление этого «чина» богослужения, потому что то, что происходит сейчас – это наследство православной литургии, но не библейская евангельская форма. Молитва за нужды может проходить, например, по двое – трое, с объяснениями ситуаций, короткими советами и корректировками самой молитвы или её уместности в данной ситуации. В особом случае стоит объяснить ситуацию и её значимость всей общине, а после помолиться об этом. Пережитая, понятая ситуация отданная Богу (Матф.18:19), это и есть пример библейской формы молитвы за нужды. Функция проповедника или ведущего в этот момент дать достаточное количество «обетований из Библии», направить и закончить этот «чин» богослужения. Например, это можно сделать молитвой «Отче наш».
7.Организация молитвенного служения в зале во время богослужения за действия Духа Святого на присутствующих верующих и неверующих людей (2Фесс.3:1; Кол.4:3; Еф.6:18), это особое молитвенное поклонение, покрывающее всех присутствующих и все действие. В каждой Церкви есть дары Духа на пользу общине и дар молитвы один из них. Люди с особой заступнической молитвенной практикой по очереди должны молиться за все богослужение.
Можно продолжить и далее, но и сейчас уже можно размышлять и делать выводы. Можно спорить, а можно дискутировать. Можно занимать непримиримые позиции и делать вид, что готовы умереть за свое мнение, а можно разбираться, просеивать свои и чужие мысли на предмет соответствия Писанию …
Сабли на гало и в форум ниже …
Обязательно будьте благословенны.
Дмитрий Узенцев, специально для Портала www.protestant.ru