Я приветствую всех поклонников Иисуса Христа.
Порой, на литургически традиционное богослужение возникают ассоциации с похоронной процессией, молитвенным плачем, песенным отпеванием усопшего и с душещипательной речью на поминках.
Возникали эти ассоциации не только у меня, но и у большинства моих знакомых, которых я приглашал в дом молитвы очень традиционной церкви. А однажды я услышал объяснение этого феномена одним пастором из харизматической церкви. Ответ был на столько прост, наивен и во многом правдив, что у меня даже не нашлось сразу, что возразить на это: «Баптисты занимаются только тем, что ведут людей к покаянию на своих собраниях, а у харизматов живое поклонение Богу …».
Простая логическая цепочка, кроме всего остального, говорила о том, что в литургически традиционной евангельской церкви совместное поклонение и прославление Бога в песнопении сведено к минимуму и стремиться к нулю, т.к. всё происходящее сведено к покаянию грешника. В тот момент я сильно задумался над этой фразой, что привело меня к серьёзному изучению Библейского учения о поклонении и прославлении Бога.
А потом я спроецировал полученные знания на свою церковь.
Сразу необходимо оговориться о том, что поклонение включает в себя все области жизнедеятельности человека - от работы, семьи, похода в магазин и до поведения при гонениях.
Рассматривать их все в контексте данной рубрики мы не имеем возможности. На это стоит обратить особое внимание, т.к. в последствии всегда будет возникать желание перейти к поклонению в других плоскостях христианской жизни. Поэтому сосредоточим свое внимание, преимущественно, на совместном прославлении и поклонении Господу нашему в собрании церкви. Начнём мы в этом выпуске с теории, а в последующем перейдём к циклу более практических статей.
Совместное прославление и поклонение Богу (№19)
«Поклоняться Богу – это значит оживлять совесть Святостью Божией, питать ум Истиной Божией, очищать воображение Красотой Бога, открывать сердце для Его Любви, посвящать свою волю целям Божьим» Уильям Темпл. Чтобы понять прославление и поклонение необходимо четко понимать благодать (1Еф.2:1-6), и то, что мы абсолютно мертвы без Бога. Люди нуждаются не в небольшой помощи, как больной человек во враче, а в абсолютной благодати. Христос, Его благодать и Его Слово – это единственный путь спасения. Так же и поклонение, возможно только тогда, когда Он сам дает эту возможность, когда Он направляет нас в совместном выражении наших чувств и убеждений.
Поклонение происходит во Христе, а не в человеческом общественном, социальном или религиозном институте, будь то РПЦ, ЕХБ, ЕХМС, ВСЕХ, ХВЕ и т.п. Человек постоянно пытается вернуться в то состояние, где в центре стоит человек с его понятиями ценностями, традициями и постановлениями, а Бога заключить в рамки какого либо легализма (законничества). Цели поклонения всегда сосредоточены на Христе, а не на человеке с его ограниченным и стереотипным мышлением
(см. статью №7).
Соответственно мы будем рассматривать данный вопрос, основываясь на примерах Писания, а не человека с его правилами и постановлениями. Тот же Дух, который написал Библию, тот же и сейчас ведет нас в поклонении Ему.
Каждый миг, показанный в Царстве Небесном, говорит нам о поклонении: Иез.1:1-5 - животные из среды огня поклоняются Богу; Ис.6:1-6 - Господь высок и превознесен, мы слышим животных, говорящих: «Свят, свят, свят Господь Саваоф»; Откр.4:8-11 - Бог открывает небеса, и мы видим, что там поклоняются Богу-Отцу, а в 5:6-14 мы видим, как поклоняются и Богу-Сыну.
Поклонение не может выдержать никакого определения, его можно только пережить. Так же как и Богу или его любви невозможно дать полное определение, так же и поклонение можно характеризовать, но познание Бога в поклонении всегда меняющееся - возрастающее, пока не поднимается до уровня не возможности описания, и это всего лишь очередная ступень. А по этой лестнице благодати, переживания всё большего смирения перед Богом, умирания для себя и возрастания Христа внутри нас, можно подниматься бесконечно долго.
Сам Бог не дал определение поклонения в Библии именно по причине невозможности консервации формы, ведь Богу не нужно само поклонение, а ему нужны поклонники – мы (Иоан.4:23,24).
Шокирующее поклонение (Лк.7:36-50): женщина необычно и эмоционально поклоняется Иисусу, но в Библии нет такого поклонения и это шокируют всех окружающих.
Поклонение – огромные деньги, статус, унижение и всю свою жизнь она посвятила Господу. «Почему Он не гонит её?», а она не думала об окружающих, а делала то, что шло из сердца. Она полностью смирилась перед Господом, и Бог был очень внимателен к этому.
Есть очень распространённое мнение, что люди не должны участвовать в общем поклонении, если они согрешили. Но поклонение и есть всё большее покаяние (изменение) и осознание своей никчемности по плоти. Во время поклонения мы должны быть чувствительны к голосу Духа Святого, который показывает нам наши проблемы, ошибки и мы имеем возможность в поклонении освободиться от этого груза. Чувство вины должно вести нас к поклонению, а не отталкивать нас от него.
Законнические крайности в этом вопросе не имеют Библейского обоснования, а являются прямым следствием молоканского богословия перенятого из РПЦ. Как очиститься перед общим поклонением? Это не возможно. Так мы ни когда не будем поклоняться Богу. Прощение и любовь происходит во время поклонения, где бы оно не происходило, а тем более в собрании Церкви. Не надо позволять грехам препятствовать нам прийти на общее поклонение, кроме случаев, когда у нас нет никакого намерения меняться и наше поклонение является простым фарсом - лицемерием. Истинное поклонение производит изменение.
Священник – это тот, кто уполномочен быть посредником между Богом и людьми (Пс.77). Каждый из нас священник
(см. статью №1), т.е. уполномочен быть посредником (1Пет.2:5,9). Из текста (Иоан.4:23,24) можно ли сказать, что Бог желает нашего поклонения? Нет, но поклонников, т.е. нас, которые полностью посвящены Ему. Он говорит о новой фазе поклонения, которая будет фокусироваться не на форме и месте, а на истине и внутри самого человека.
Наше священство имеет два аспекта – позиционный аспект и практический (доктрина и практика). От того что мы вошли в церковь, мы еще не стали священством. Ложное представление, о каком либо аспекте (Рим. 24:25), ведет и к ложной практике. Мусульмане искренне поклоняются, но без осознания истины. В одной из церквей в США стоит огромная статуя девы, босые ноги которой выставлены так, чтобы молящиеся могли целовать их, и большой палец на одной ноге буквально до дыр был истерт губами «поклонников».
На примере ветхозаветных священников с их семьями (Аарон с Надавом и Авиудом (огонь чуждый), Елиазар, Илий с двумя сыновьями), мы видим, что священник не должен брать себе из богослужения: нельзя манипулировать, запугивать подчинённых, заниматься интригами, давить статусом, руководствоваться своим мнением (без анализа воли Бога), вести аморальную жизнь, почитать свою семью больше чем Бога. Что почитаем мы больше Бога с Его волей – человека, само богослужение, традиции, человеческое мнение с его стереотипами …? Антропоцентричному (в центре человек) поклонению Бог положит конец, как служению сыновей Садока (1Цар13:11,14; 22:20; 3Цар.3:9).
Этой статьёй мы только начали большое размышление на тему «совместное поклонение и прославление Бога в собрании верующих». Сейчас трудно сделать конкретные выводы, т.к. это только введение. Но некоторые, всё таки, очевидны уже сейчас.
Поклонников желает Бог, а не определённой формы или традиции поклонения. И возможно это только при балансе содержания истины в общем поклонении и участия человека в своём духе, с чувствами, эмоциями, исполнением Духом Святым.
А это означает, что не священник или традиция руководит выбором формы поклонения, музыки и гимнов, а культура восприятия окружающих церковь не воцерквлённых людей, контролируемая только библейской истиной.
Бог ищет только поклонников, а не святой формы поклонения и для него неважна ни форма, ни выбор музыки и гимнов, а только то насколько этот процесс понятен в окружающем мире.
Общее поклонение церкви – это всегда актуальный пример поклонения для неверующего человека и если он не понимает этого примера из-за устарелости или изолированности творческой атмосферы, то это поклонение не совсем для Бога, т.к. не выполняет главной Его цели на земле.
Иисус пришел не выстраивать заборы между церковью и миром, а рушить их. Говорить на языке этого мира можно и не впуская греховные ценности этого века в церковь. Но конечно проще поставить «духовный забор» из определённой традиции и ожидать, что избранные грешники будут сами его перелазить.
Господи, дай нам всем мудрости. Продолжение этих размышлений в следующем выпуске. Обязательно будьте благословенны.
Дмитрий Узенцев специально для www.protestant.ru