Привет вам. Как то грустно мне писать эту статью. Ведь она последняя в нашей рубрике.
Да и что еще сказать, когда все уже, вроде бы, сказано?
Постараемся в этой статье сделать общий вывод всей рубрике «Кризис богослужения литургически традиционной евангельской церкви».
Эту рубрику можно критиковать, можно игнорировать или можно собраться с мужеством и честно поразмышлять по каждой статье из 35. Как поступите лично вы, это только вам решать. Итак, господа своему мнению - делаем выводы!
В заключении можно было бы и «разрядить обстановку» шуткой, но данная проблема, на мой взгляд, слишком масштабная и серьезная.
Кризис в богослужебной практике литургически традиционной евангельской церкви на пост советском пространстве имеет свои корни во влиянии общемировых тенденций запретительно-разрешительного мышления (см. статью №7), склонности верующего к религиозному легализму (см. статью №11), философии культа (см. статью №12), тенденции аллегорического толкования Библии в пользу своих стереотипов (см. статью №8, 9), тенденции «фетиша» (см. статью №13) и философии «библиолатрии» (см. статью №23).
Русско-православная ментальность со своей статичностью добавляет проблем с канонизацией исторического наследия (см. статью №10) своих традиций со времен гонений.
Так же мы выяснили, что присутствует полное непонимание библейских целей для общего собрания верующих (см. статью № 19, 20, 21, 22, 24) и допустимой вариативности или границ униформизма в формах поклонения по примеру первых христиан (см. статью № 3, 4, 5).
Стоит указать и на отсутствие в литургически традиционных евангельских церквах богословского анализа (литургика) и его изложения хоть в какой литературной форме. На русском языке нет ни стандартных и общепризнанных учебников по литургике для преподавания в богословских учебных заведениях, ни, даже, сборных учебных пособий по узконаправленным темам литургического богословия евангельских христиан. Отдельные учебники по гомилетике или музыкальному служению настолько предвзяты и «перетягивают одеяло на себя» в области литургии, что часто просто запутывают читателя и развивают мышление в превозношении отдельной области. Отсутствие общего литургического богословия в отдельно взятых деноминациях пугает!
Например, братство ЕХБ (одного из 10 баптистских объединений России, носящих в названии слово «баптистов» и одно из нескольких десятков объединений про баптистской направленности), совместно с присущим ему молоканским менталитетом, в большинстве своем, уже зашло в консервацию традиций и отстаивание того, что большинство даже не пытались проанализировать.
Настоящий и действующий президент ЕХБ во всеуслышание говорит о необходимости реформации в баптизме и в частности в ЕХБ. Сейчас, как нельзя лучше, понимается знаменитая фраза православного священника более чем сто летней давности: «вы баптисты искренние христиане…, но пройдет лет 300 и вы, так же как и мы православные, обрастёте своими обрядами и традициями» (с лекций Синичкина А.В. по истории христианства в МБС ЕХБ).
Скучающую молодежь и мыслящую часть прихожан все сложнее привлечь и удержать в литургически традиционных евангельских общинах. Честный анализ молодежного состава общины покажет, что в основном это дети верующих родителей, да и то, тех, кто не ушел в мир. Может где, по местам, помогает в данном вопросе социальное служение с зависимыми. А в основном, церковь сохраняется благодаря естественному биологическому воспроизводству и многодетности евангельских христиан.
Вопреки довольно широко распространенному мнению, что форма дело второстепенное, надо сказать, что форма всегда тесно связана с содержанием.
Всё внутреннее всегда стремится найти себе достойное внешнее выражение.
Так и законничество, переплетшись с клановой системой естественного воспроизводства, само идентифицирует себя уже не с Божьими целями, а с сомой системой со своими правилами и постановлениями.
Надо отдать должное традиции – её не избежать и это факт. Любая форма, даже самая современная, быстро приобретает законченные очертания и превращается в традицию. И здесь важно понять одно судьбоносное утверждение: не традиция управляет Божьими целями, а Божьи цели управляют традициями. Традиции не избежать, но её всегда необходимо ставить в подчинённое положение главным целям Господа (см. статью №33).
Богослужению литургически традиционной евангельской церкви жизненно необходима инкультурация (см. статью №14) в современное российское общество.
Цель инкультурации - сделать доступным для человеческого опыта откровение Божие во Христе, чтобы люди могли его воспринять и дать на него ответ. Критерий успеха инкультурации – понятность евангелия на языке адресата, понятность внешней практики (поклонение) на культурном уровне адресата и его обращение ко Христу в понятной «духовной системе координат». Возможно, необходимость в инкультурации нам подскажет статистика численности членов церкви литургически традиционных евангельских общин.
В китайском иероглифе, который обозначает слово кризис, есть двойственность, потому что второе его значение – это возможность. Сегодня у каждого искреннего «служителя Христа» есть возможность честно взглянуть на свои стереотипы и предпочтения в богослужебной практике, проанализировать их с учетом вышесказанного в рубрике и начать предпринимать в этом направлении решительные шаги – достигать целей Христа в Богослужении (см. статью №33).
Не достаточно информации к размышлению в этой рубрике. Я это признаю и прошу прощения за нераскрытые многих вопросов. Я сознательно не стал использовать материал из книги «Целеустремленная церковь» пастора баптистской церкви «церковь Седлбек-Велли» из южной Калифорнии, доктора Рика Уоррена, а посмотрел на проблему с других углов зрения, отличных от этой книги. Считаю, что мой труд, в русской действительности дополняет эту книгу.
Я не ставлю себя на одну ступень с доктором Риком Уорреном и не страдаю манией величия, а всего лишь советую для серьезного анализа свой скромный труд в дополнение к этой замечательной книге. Итак, еще раз, не спеша и отбросив предвзятость, прочитайте всю мою рубрику. Потом вдумчиво прочитайте книгу доктора Рика, а лучше разберите досконально её в своей лидерской среде. Начните планирование перемен в своей общине, и самое главное переходного периода в переменах на несколько лет (см. статью №32).
Если есть конструктивные вопросы по теме рубрики, то в форум ниже …
Стремитесь угождать Богу, а не своим стереотипам и обязательно будьте благословенны возлюбленные Господом нашим.
Дмитрий Узенцев, специально для Портала www.protestant.ru
|
|
|
|
|