Смирения нам всем перед Господом. Мы продолжаем рубрику «Кризис богослужения» и достаточно сложную часть нашего размышления - «Влияние на формирование парадигмы традиционного евангельского богослужения». Сегодня хотелось бы поразмышлять над проблемами в толковании библейских терминов. Тема эта затрагивает не только нашу рубрику, но и все грани христианской теории и практики. Её поднимали и будут поднимать во все времена до пришествия Христова.
Лжеучения были, есть и будут до упомянутого выше события – это очевидно для всех нас. Но разделить неправильные учения на степени заблуждения это достаточно проблематичная задача. И действительно, где поставить границы-водоразделы между ересью, заблуждением, детскостью ума, догматическими «шорами», «местечковыми сказаниями» и просто мнением. Это практически не возможно. Поэтому, проделав следующий анализ я, ни в коем случае, не хочу упрекнуть своих оппонентов в лжеучении, а лишь хочу показать вектор – тенденцию, которая ведёт к нему. В результате тенденция в теории всегда находит выражение в практике, а соответственно и в таком практическом вопросе как богослужение.
Вспомним, что человек «ограниченное существо» со своими стереотипами, культурой воспитания, знаниями, заложенными с детства, окружающим его культурным контекстом и природными греховными склонностями, которые отражаются и в общемировых тенденциях отступления от чистоты веры. Итак, поговорим о тенденции преломлять библейские термины, в соответствии со своей традицией. Ну, поехали.
Проблемы терминологии
Любовь литургически традиционной протестантской церкви к аллегорическому методу толкования Библии просматривается во всем. Аллегория часто присутствует в толковании целых книг Библии, отдельных словосочетаний и даже фундаментальных терминов. К сожалению, аллегория часто переходит из литературного жанра или риторического приёма в простую подтасовку места Писания с целью доказательства собственной правоты. Это происходит и с употреблением многих терминов в полемике о богослужебной практике евангельской церкви. Сюда же добавляется проблема с буквальным восприятием русского перевода термина в синодальном тексте, в противовес попытке понять общий смысл контекста.
Соответственно,вырастает непреодолимая стена из-за разного понимания одних и тех же библейских терминов. Со стороны, наблюдая за такими спорами, кажется, что люди разговаривают на разных языках и просто не могут понять друг друга, т.к. воспринимают утверждения оппонента как абсурд. Смешной, но искренний довод:«а мне это так открыто» поражает детской наивностью. Когда я был мал, глуп и ещё пребывал в таком учреждении как детский сад, то я часто прибегал к утверждению «мой папа танкист, он всех победит». Точно так же происходит у некоторых искренних братьев. У некоторых из них почётная седина, у других ещё только всё начинается. Возраст в этой тенденции абсолютно не причём. И отстаивая уже «умершие во времени традиции» они снова и снова занимаются подтасовкой терминов или мест Писания, причем делая это совершенно искренне. При этом так же искренно, многие из них борются с проявлением харизматии, но провозглашая «мне это так открыто», являются самыми настоящими харизматами.
Честный и правильный комментарий текста не может существовать без метода толкования и, соответственно, только используя какой либо конкретный метод толкования можно, с определенной степенью уверенности, говорить о качестве проделанной работы. Поэтому для данного исследованияваш покорный слуга выбрал метод, который называется лексика семантический анализ слов. Рассматривать все множество библейских терминов, которые становятся камнем преткновения в полемиках о разных формах богослужебной практики, нет смысла. Остановимся лишь на некоторых. Возьмем, как пример, пять терминов: смирение, благочестие, кротость, благоговение, благопристойность. Стереотипное (сигнификативное) значение этих терминов может разница в зависимости от воспитания, нашей культуры, знаний, психоэмоционального состояния, конфессиональных предубеждений, религиозного опыта и так далее. Но нас интересует настоящее значение (актуальный денотат), который мы получаем в конце исследования.
Примечание: Сигнификативное значение - первое, что возникло в нашем сознании.
Актуальный денотат - слово, привязанное к определенной реальности или предмету.
После проделанного анализа, который поместился у меня на пяти страницах и занял бы здесь слишком много места, выведем настоящее герменевтическое значение терминов.Так же, мы можем определить, какой смысловой нагрузкой они не наделяются.
Смирение не означает подчинение мнению другого человека или сообщества, а говорит только об умалении своего «я» перед Богом, полной покорности и доверии Ему. Подчинение униформизму не входит в определение этого термина. Так же смирение не характеризует какую либо модель поведения во время богослужения.
Благочестие, не провозглашает отвержение современной культуры в практике богослужения и не говорит о статичном внешнем поведении, но призывает к духовной чистоте перед Богом, сопряженной с исполнением Его повелений.
Кротость не является психотипом поведения (например, пассивное поведение флегматика или меланхолика), но отражает способность управлять своими греховными страстями, порывами и инстинктами, скромность и мудрость направляемые Богом.
Благоговение не является определением состояния «самобичевания», эмоциональной скованности и антонимом радости, но определяет доверие, почтение и трепет перед Богом в любых обстоятельствах и приятные Ему.
Благопристойность не отражает, чьих бы то ни было, традиционных воззрений о пристойности того или другого на богослужении, но, в контексте Писания, говорит об очерёдности на богослужениях и элементарном приличии, в противовес полному хаосу.
Смирившись перед Богом, а затем самостоятельно и честно проанализировав вышесказанное, нам будет намного легче преодолеть появившееся сейчас внутреннее противоречие из-за несоответствия значения того или иного вышеуказанного термина с прежним стереотипом в нашем мышлении. Конечно, легче взмахнуть руками и выкрикнуть в безмолвный компьютер: «а у меня другое мнение» и вообще «знание надмевает этого бородатого очкарика», да и забыть всё вышесказанное. Это добровольный выбор каждого. Для меня поиск истины очень дорог, потому что мой Спаситель и есть Истина.
В следующий раз мы продолжим это размышление и поговорим об интересных проблемах в толковании целых отрывков в Писании, которые влияют на практику богослужения. Будьте благословенны.