Главная>Новости>Аналитика>Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №2

Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №2

Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №2

Продолжение рубрики.

Тема № 2 : Термин Богослужение

16.03.2011

Тема: Термин Богослужение

Будьте благословенны. Честные исследователи данной темы должны понимать, что «история не терпит сослагательного наклонения», поэтому отбросим религиозность и примемся за дело.

Евангельские церкви само определяют себя как не литургические общины, но у каждой конгрегации существует определённый традиционный порядок и форма богослужения, а всякое сомнение на их счёт, парой, воспринимается как посягательство на сому веру.

История терминов «λειτουργια» и «λατρευω» поможет нам понять «эволюционный процесс» который проходил с самим понятием богослужение, а соответственно и перемену отношения к нему.

История терминов «λειτουργια» и «λατρευω» (Литургия)
 
Значения данных терминов в классическом греческом относились к подготовке спортивных команд, постановка хора во время проведения фестивалей в честь бога Диониса, расходы по организации пиршеств, формирование посольства, оснащение боевых кораблей, для обозначения культовых жертвоприношений, оказания разного рода услуг (вплоть до куртизанок, по Аристотелю) и описания каких либо природных или межличностных процессов (например, литургия рождения ребенка …).
 
В традиции раввинистического иудаизма древнееврейские слова для описания культовых служений характеризовали действия человека с жертвоприношениями, присутствия на божественной литургии в храме, индивидуальных культовых действий, поклонение языческим идолам и многие политические действия.
В Септуагинте и эллинистическом иудаизме эти термины уже означают отправлять службы или служение в скинии (Чис.8:22,16:9,18:21,23), служить Господу Богу (2Пар.11:14), перед лицом Бога или в имени Господа, или во имя Господа, или жертвеннику (Вт.18:7), принесение искупительных жертв, и молитв (Пр.18:21). В Септуагинте исчезает такие политические употребления исследуемого термина как: объект служения или город, государство, народ, граждане, или особые личности, а также скиния, дом Божий, алтарь, сам Бог или имя Бога.
Переводчики Ветхого Завета на греческий язык попытались основательно закрепить данное понятие за особенными священническими отношениями человека к Богу.
 
В Новом Завете картина опять меняется. Из послания Римлянам (15:15-16) мы наблюдаем,что апостол Павел, называя себя «служителем» (левитом) или «священником» Христа, допускает эсхатологическую трансформацию ветхозаветного культового служения - жертвенные животные замещены послушными христианами и хвалой, возносимой ими Богу, общиной верующих, и священством христиан (Ис.66:19-20).
В послании Коринфянам (9:12) доброхотное пожертвование на нужды церкви, названо апостолом, литургией. Из послания филлипийцам (4:17) апостольские страдания и жертвенные дары филипийцев к Павлу объединяются, чтобы сформировать законченное жертвоприношение Богу. Удовлетворение материальных нужд Павла Епафродитом оценивается как религиозный акт, а сам Епафродит подобен священнику, соответственно любая практическая помощь, оказанная тем, кто несёт евангелие — это поклонение и служение Богу (2:17,25).
 
К значению «λειτουργων» добавляются следующие: брат, сподвижник, посланник, сотрудник. В Евангелии от Луки (1:23,2:37)термин «λειτουργεω» означает ветхозаветное служение священников, из рода Ааронова Богу, а так же подразумевается пост и молитва.
 
Можно немного подытожить- «богослужение» в Новом Завете это священническое ветхозаветное служение и поклонение Богу посредством молитвы и поста, проповедь евангелия, финансовая поддержка нуждающихся братьев и сестер, забота о ближнем.
 
Но эти термины нигде в Новом Завете не употреблялись для указания на само богослужение или ведущие позиции личностей в новой общине.
 
В церкви нет священников, потому что она состоит из священников (Евр.10:19).
 
Задача «литургии» провозглашать в мире распятие Христа –осуществленная однажды и навсегда онане подразумевает провождения её для общины (Евр.8:2,6;10:11).
 
Существует и более позднее церковное употребление этого слова. В посланиях Климента к Коринфянам описаны практически культовые действия ветхозаветных священников: «32:2 "..служение при жертвеннике..", 40:2 "..жертвы и священные дествия..", (43:4), а также 40:5 "..литургии первосвященника вместе с диаконами (левиты)"» и праведного образа жизни (9:2-4).  Согласно, писаниям пастыря Ермы, Дух Святой живет в человеке, который служит Богу (5 и 7 заповедь).
 
Отцы церкви также писали об ангелах и ветрах как служащих воле Бога. Особенно эти термины использовались по отношению в христианской общине (Послание Климента Коринфянам 40), а в 44 главе «λειτουργεω» относится только к епископам и служителям. С этого момента произошёл переворот в понимании термина и установилось правило употреблять его только к епископам и служителям. На лицо грубая подмена термина, ведь теперь его начинают употреблять только для обозначения религиозного культа, особенно евхаристии.
 
Богослужение перестало быть функций церкви а, наоборот, саму церковь стали воспринимать как функцию богослужения.
 
Церковь нельзя ни уравнять, ни слить с богослужением, так как не церковь существует для него, а оно для церкви, для её роста в полную меру «возраста Христова» (Еф.4:13).
 
Как написал протопресвитер Александр Шмеманв своей книге «Христос установил не общество для совершения богослужения, не «культовую общину», а церковь как путь спасения, как новую жизнь, воссозданного человечества …».
 
Итак,надеюсь теперь стало понятно, что термин «Богослужение», в нашем понимании, в Новом Завете отсутствует.
 
Наш анализ показывает, что всегда существовала тенденция сакрализации термина «Служение Богу» и самого богослужения с целью сделать церковь его функцией и направить процесс поклонения Богу, как и саму церковь в последствии, по пути музейной религии.
Кому это выгодно догадайтесь сами. И с этими догадками заходите прочесть следующую статью: «Степень униформизма в богослужебной практике описанной Новом Завете». (на следующей неделе в этой рубрике)
 
Дмитрий Узенцев специально для  www.protestant.ru
 
 
Статьи из этой серии
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №35
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №34
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №33
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №32
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №31
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №30
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №29
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №28
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №27
 Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №26
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №25
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №24
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №23
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №22
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №21
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №20
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №19
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №18
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №17
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №16
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №15
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №14
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №13
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №12
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №11
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №10
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №9
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви)  №8
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №7
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №6
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №5
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №4
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №3
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №1
Похожие статьи
Возможны ли изменения в богослужении?
Готовы ли мы, взять и поменять все в нашем богослужении? Абсолютно всё … Что за вопрос, скажете вы. Зачем все эти перемены, революции? Всё идёт, как идёт. Всё проверено годами, отточено и так привычно....
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №35
Привет вам. Как то грустно мне писать эту статью. Ведь она последняя в нашей рубрике. Да и что еще сказать, когда все уже, вроде бы, сказано? Постараемся в этой статье сделать общий вывод всей рубрике «Кризис...
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №34
Что такое мир между церквами и зачем он нужен вообще? Странный вопрос, скажете вы. Но, к сожалению, на практике все на столько сложно и печально, что иногда у меня возникает вопрос: как может евангельская...
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №33
Привет всем мыслящим в Господе и имеющим ум Христов. Независимым мышлением, имеющим в фундаменте своем учение Иисуса Христа без всевозможных человеческих примесей, могут стремиться мыслить только, по настоящему, зависимые...
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №31
Радости вам! Счастья вам! Праздника вам в Господе! Праздник! Что это за слово такое? Каково его значение? Разве можно в церкви устраивать праздники? Это ж все мирское, душевное … или нет? Можно ли в...
Как стать христианином – Христиане.ру