Хвала Господу нашему и только Ему.
Надеюсь, вы успели запастись камнями или доводами, т.к. мы продолжаем рубрику «Кризис литургически традиционного евангельского богослужения». Сегодня вышла «круглая статья» №20, а все желающие прочитать сей «интереснейший труд» с начала, сбегайте по ссылке в правом верхнем углу до самого первого выпуска или по тегам в конце – во первых не пожалеете, во вторых будете полноценно участвовать в общем анализе.
Тема поклонения и прославления Бога для меня очень интересна, потому что долгие годы я был членом литургически традиционной евангельской церкви ... Там были молитвы отдельных людей и все могли «поклониться» Богу словом аминь, но любые эмоции к Богу, кроме слёзно покаянных и просящих, зарубались на корню или порицались во всеуслышание, как чувственные и харизматические проявления.
Максимальная эмоция к Богу разрешённая традицией – это словосочетание «Слава Богу». И то его нельзя восклицать Господу, а разве что произнести достаточно громко, чтобы было слышно, как благодарность за какое-то событие около кафедры.
Аллилуйя – это вообще харизматическое слово и произносить его необходимо почти как тихий монотонный распев в исполнении православного хора (не обижайтесь братья православные – это просто сравнение с самокритикой).
Это хорошая церковь с замечательными братьями и сёстрами, просто они решили сокрализовать страдальческую традицию пятидесятых, где уже места радости, из-за гонений, было мало и молоканские корни возобладали.
Я не осуждаю за это и даже оправдываю их выбор (
см. статью № 10), но для себя сделал другой выбор. Тема сегодняшнего размышления – всеобщее прославление Бога на собрании верующих или хвала Господу.
Хвала Господу (№20)
Это понятие, отражающее всеобщее прославление Бога на собрании верующих, отличается от всеобщего поклонения вообще, но является его частью.
Учению о прославлении всегда идет мощное противостояние, в отличие от учения о молитве, семье, святости и т.п. потому, что это обязывает нас меняться в видимой практике нашего хождения перед Господом. Это не обойдёшь и не скроешь потом, если согласишься.
А на остальные темы достаточно только красиво покивать в знак одобрения. Бог ищет настоящих поклонников. А дьявол будет стараться отвлечь их от прославления Бога. Бог сотворил человека для цели, и эта цель дана в катехизисе: «прославлять Бога и радоваться Ему вечно …». С этой целью Он даровал нам жить в этом мире и дальше.
Хвала обращена на объект прославления (полностью захвачены процессом «по вертикали» (Пс.102:1) и является свидетельством о Боге для окружающих (влияет на людей «по горизонтали» (Прит.12:14). Бог использует совместное поклонение верующих как одно из средств привлечения грешников к Себе (Ин.17; Деян.2).
Для этого, впрочем, поклонение должно быть очень искренним, идущим от сердца, а не просто традицией или красивым ритуалом. Хвала вербально и визуально выражена (её слышат и видят).
В множестве Псалмов Хвала эмоционально окрашена, выражает празднование, энтузиазм, заинтересованность хвалящего, обожание Бога - экспрессия в этом процессе очевидна. Хвала отличается от размышления, ведь прославление обязательно должно иметь внешнее выражение – начинается сразу, где мы решаем посвятить все мысли и все внимание наше Богу и потом это выражаем в каких то действиях.
Прославление – это действие воли, а чувства вторичны (Пс.41:5,6; 65:8, Ис.40:9). Мы не вырастим в прославлении, если не начнем прославлять Бога так, как Он этого желает.
Причин славить Бога огромное множество: это повеление Божье (Пс.150:1); при прославлении Бога в момент переживаний или ощущения своей слабости, мы осознаем его присутствие (Пс.21:4); это благо для нас (Пс.91:2); это сладостно (Пс.134:3); Он достоин (Пс.47:2). Мы созданы, чтобы приносить Богу хвалу и славу (Ис.43:21; 1Пет.2:9). В любое время, в любом месте есть время хвале (Пс.21;25;34;67;149:5;112).
По воле Божьей, прославление должно происходить постоянно, т.к. это меняет, наполняет нас, окружающих и приносит плоды, подобно витамину «С», который нельзя употребить про запас (Пс.56:9; Пс.118:62; Пс.18:144 Пс.33:20; Прит.18:20; Евр.13:15; Прит.12:14). Хвала влечет за собой непредсказуемые, сверхъестественные последствия (2Пар.20:19-22), она не только одна из форм служения, но и орудие победы над враждебными силами духовного мира.
Говоря о прославлении, мы не говорим о эмоционализме, т.к. это является антонимом прославлению. В случае (Пс.41:6) действие не провоцируется и не руководится эмоциями, а только волей Бога. Проявление эмоций – это психически здоровое состояние человека, но они приходят как сопутствующий элемент, как следствие, а не как причина. Русская или славянская культура наполнена эмоциями: жесты, размах руками, тон голоса, скорость слов, народные песни, частушки, хороводы, танцы, высота и частота звуков при разговоре, улыбка, яркий смех …
Отрицать эмоциональность русского народа и приписывать нам английскую чопорность, по крайней мере, не честно, а прямо говоря – это результат традиционно-конфессиональной ангажированности. Стереотипы сильно сковали верующих привыкших пребывать в «литургии самобичевания». Даже думающие члены литургически традиционных церквей, соглашаясь с библейским учением о поклонении и прославлении, приписывают России английскую чопорность.
Я не однократно разговаривал с людьми, которые легко говорили об искреннем прославлении Бога в Африке, Америке, Индии, Латинской Америке, Карее и т.п., но как только вопрос касался России, то они тут же начинали говорить об особенности русской культуры, её без эмоциональности и не допустимости проявления библейских форм прославления Господа – будь то иудейских или первоапостольских. Надеюсь, вы будете честны и признаете, что Россия очень эмоциональная страна – это очевидно исторически.
Интересно, что как только начинаешь задавать наводящие вопросы на конфессиональную зашоренность в противовес библейскому основанию, то человек тут же запирается от продолжения дискуссии веским доводом – «это моё мнение», «я так считаю», «мы не евреи» и т.д..
Простые исторические факты говорят о том, что у славян просто в генетике заложены сильные эмоции. Конечно мы не африканцы, но и израильской культуре в эмоциях, славянская не уступает. Говоря об эмоциях, стоит уточнить, что они являются следствием прославления Бога волей человека, а не причиной. Но заранее задушив все эмоции еще до решения прославлять и до усилия воли, мы, в результате, получаем без эмоциональную констатацию факта величия Бога. Таким образом «в духе и истине» соблюдается только на половину - «в истине». Дух человека состоит из чувств, эмоций, темперамента, характера и т.п..
Таким образом, происходит не сбалансированное поклонение, так сказать с одним крылом, т.к. в духе человека стоят жесткие рамки традиции. Конечно, нельзя сказать, что дух человеческий совсем безучастен при этом, но он сильно ограничен. А это означает, что поклонение, которое не может полноценно распахнуть дух человеческий, в конечном счёте ограничивает его от того чтобы исполняться Духом Святым в той степени, в которой он мог бы это сделать.
Может быть, некоторым покажется это заявление слишком громким, но стоит внимательно посмотреть на такого рода богослужения и сразу станет понятно, что унылый вид и зевота половины общины говорит не об исполнении в данный момент Духом, а просто о борьбе организма с усталостью – плотью, хотя истина и присутствует.
И стоит вспомнить особенные моменты таких общин, например какие то радостные события, когда в момент ритмичного мажорного гимна было немного больше эмоций, у многих душа раскрывалась и потом люди свидетельствовали об особом исполнении Духом Святым. Это буквально можно было прочитать по лицам, которые с восторженного пения, пользуясь всеобще допустимой атмосферой радости, переходили на молитву прославления и обратно к пению. Исследуйте и испытывайте факты, не запирайтесь от мудрости.
Спишемся через неделю и продолжим эту тему – анализируем вместе! Собирайте факты и убегайте от слепой негативной критики того или иного мнения – это грех.
Позитивная критика всегда аргументирована и дает конкретный выход из проблемы …
Обязательно будьте благословенны.
Дмитрий Узенцев, специально для www.protestant.ru