Всем культурное здрасти.
Впору вспомнить старый добрый гимн из сборника «Песнь возрождения»: о я грешник бедный … . Ну ни как не получается у меня, грешного, угомониться таки, ради мира во всём мире.
И снова и снова моё перо продолжает строчить нечто неудобовразумительное для многих, из-за чего разгораются жаркие споры, люди напрягаются, порою некрасивые грани евангельской Церкви оголяются и становятся общеизвестными в Церкви.
«Остановись брат, греби на вёслах вперёд, а не раскачивай лодку в стороны» - возмущенно провозглашают недоумевающие некоторые искренние служители. На фоне окончания вводной части нашей рубрики и начала более практического размышления хочется заметить – всё самое интересное ещё впереди. И как здорово заметил один «ВЕРУЮЩИЙ», Истина дороже и сильнее всего. Мирная и любящая, приобретающая, призывающая к диалогу и честному логическому анализу – это же и есть природа Того, Кто и есть Истина. «Я есмь путь и истина и жизнь …» Иоан.14:6.
Язык, обычаи, идеи, верования и привычки, социальная организация, система оценок – все это культура. Вот о культуре мы сегодня и поговорим.
Примечание: Культура - совокупность достижений человеческого общества, производственной, общественной и духовной жизни.
Культурология (№14)
С точки зрения культурологии литургика – это наука. В центре её интересов – человек. Культурология старается выяснить, как религиозные убеждения человека сказываются на его культуре. Стало быть, литургика – это антропологический феномен культурологии. Культурология может дать ключ к познанию культурно-социального контекста богослужения.
Подразделив культуру на духовную и материальную, мы получим, что духовная культура - это совокупность духовной деятельности человека и ее результаты (познание, нравственность, воспитание, образование и т.д.). Без материальных, а тем более без духовных результатов деятельности общества и человека богослужение немыслимо.
В состав богослужения входят: язык, пение, музыка, изобразительное искусство, архитектура, а это элементы богослужения - культурные свидетельства различных эпох и народов. Мир как творение Божие не создан для того, чтобы застыть в себе и просто существовать, а призван быть посредником между человеком и Богом.
Господь открывался на основании культуры той или иной местности, а иначе люди не поняли бы, что Бог желает от них получить.
Так же и человек, поклоняясь Богу, использует материальные и духовные культурные достижения общества. Культура, значит, может созидать наши взаимопонимания с Богом. Следовательно, религиозная ценность культуры зависит от того, удастся ли ей отразить, и насколько, вступление человека в непосредственные отношения с Богом. Станут ли в ней культурной реальностью эти Богоотношения?
Христианство и культура
Культура предъявляет собственные требования к каждому христианину, и в её власти он живет, даже ощущая над собой власть Христа. Микрокосмос человека - мир его культуры. Взаимосвязь между христианством и культурой в эпоху самого раннего христианства на примере конфликта Павла с «иудействующими», и более позднее упоминание «назореев», подтверждают наличие группы или целого движения по духу более близкого к иудаизму, чем к христианству.
Оставаясь верными Христу, они не хотели отказаться от традиций иудаизма. Богословие, которое должно в определённых формах раскрыть истинное содержание христианского вероучения, должно черпать фундаментальную доказательную базу только из Библии с приоритетом на Новый Завет и ни из какого иного источника.
Сообщество верующих, где все ориентировано на Иисуса Христа, представляет собой подлинную форму нравственного общества, члены которого, принадлежащие к разным народам, соединились во взаимной любви и во имя достижения Царства Божия. Но бывает, что создав собственную культу, происходит консервация всего достигнутого во времени - Церковь отделяется от нравственно приемлемой окружающей действительности и культурной, в том числе.
Прискорбно наблюдать, как иногда служители выносят вердикты различным сторонам культуры, даже не ознакомившись с ними. Священнослужитель не в силах быть компетентным во всех областях культуры, но есть разделы обязательные для изучения. Профессиональный долг и ответственность пресвитеров и других служителей систематически исследовать культуру той местности в которой Господь их поставил: читать художественную литературу, книги по истории, биографии важных для данной местности людей, статьи в журналах и газетах, новости и просто общаться как с верующими, так и с неверующими людьми на предмет их культурных воззрений.
Инкультурация литургии
Взаимоотношение человека с Богом вне культурного контекста не возможны, соответственно перед нами стоит задача инкультурации богослужения, т.е. перестройка богослужения в соответствии с окружающей нас культурой.
Культурная оболочка не есть сама вера, а соответственно вера не определяется какой-либо культурой.
Что важнее богослужение или его культурное обличение? Можно ли богослужение переделать с учетом запросов современной культуры России? Снисхождение Бога к человеку в лице Иисуса (Ин.10:10) наивысший и образцовый случай инкультурации (1Тим.3:16). «Снисхождение» не совершилось однажды, но совершается христианами постоянно и в каждой культуре. В противном случае церковь обречена на музейные функции. Франсис Хавер (1506-1552гг), иезуитский миссионер, обратил сотни тысяч жителей востока в христианскую веру, основал миссии в Китае и Японии, уничтоженные в 17 столетии. Однако в Китае успех иезуитов был аннулирован из-за ожесточенных споров с доминиканцами, которые критиковали их за проведение «адаптационной миссионерской политики».
Поскольку история в отличие от Боговоплощения, протекает не в каком-либо исторически определенном и ограниченном времени и пространстве, а проходит постоянно и по всему миру, богослужение возможно лишь в многообразии. Соответственно требуется единство в различии.
Амбивалентность (двоичность) культуры на примере служения Апостола Павла
Конечно, говоря о культуре, мы можем вырвать места Писания о «мире» и «веке сем» из контекста (см. статью «Толкование текстов» №9), а дальше, по «хорошо отработанной схеме» начать давить на оппонентов кто статусом, кто эмоциями, но мы постараемся быть честными исследователями и взвесим некоторые факты.
Греческий язык был языком язычников (простите за логическую тавтологию) и на нем поклонялись божествам, использовали его, чтобы планировать военные действия и покорять ни в чём не повинные народы, меркантильные торговцы по-гречески «обдирали» простодушных покупателей. Греческий язык использовался для договора с проституткой и для проповеди Евангелия.
Если мы будем с крайним упорством понимать слово «мир» буквально как всё окружающее нас, то нам нельзя в этом мире вообще жить, а необходимо покинуть его срочно. Сегодня христиане переводят Писание на многие языки, используя те же грамматические конструкции, которыми пользовались, чтобы поклоняться языческим божествам, а теперь несут Слово Божие. Апостол Павел не только писал по-гречески, но даже цитировал языческих поэтов и философов, например Эпикура и стоиков (Деян.17:16-34).
Очевидно, апостол не считал мирским все, что создано грешными людьми или используется ими.
Итак, как Павла нельзя обвинить в дружбе с миром, так и учёт современной культуры в богослужении нельзя считать заигрыванием с «веком сим».
Скальпель в руках хирурга - орудие исцеления, в руках нацистского преступника - орудие террора. Апостол Павел открыл главное в своей стратегии благовествования, когда писал: "Я стал всем для всех, чтобы, «во что бы то не стало», спасти некоторых" (1Кор.9:19-23). Итак, трезвый и взвешенный взгляд на эти термины нам говорит, как видно из контекста, что они описывают не абсолютно все, что есть под небом, а лишь греховные ценности и устремления этого мира. Это не означает, что культура греховна сама по себе, скорее наоборот, она нейтральна, пока человек не вкладывает в неё свою эгоцентричность или освящение.
Подытожим. Церковь призвана ориентировать общество на Иисуса Христа, но взаимоотношение между Богом и человеком невозможно вне культурного контекста. Не церковь основание Христа, но Христос церкви.
Ключ к христианской точке зрения на мир и мера, того, как должно совершаться богослужение — личность Христа. А Он снисходил и продолжает снисходить к традициям всех людей на земле. Мы можем сколь угодно много умиляться, как Бог не стандартно действовал и действует через тысячи миссионеров по всему миру, но когда дело доходит до наших традиций и стереотипов в богослужении, то как трудно парой принять решение и убрать из него то, что уже не воспринимается в современной культуре или внести то новое, что принесёт большие плоды для Царства Небесного.
Культура современного мира – это далеко не всегда враг, а, при правильном к ней отношении, скорее друг в достижении грешников. Право же, та практика богослужения, которая сложилась в традиционно литургической евангельской церкви, не адекватна внутренним духовным переживаниям современного россиянина, живущего в контексте определенной культуры. Эта практика нуждается в переосмыслении.
Именно в рамках культуры реализует свой потенциал теология богослужения. Многие попытки анализа соответствия богослужения Русской культуре сопровождаются искушением «рассадить» евангельские литургически традиционные церкви в один «боксерский угол», а славянскую и современную около западную российскую культуру в другой. Что в очередной раз показывает ограниченность человеческого ума в рамках избирательного мышления (см. статью «Свой - чужой» №7).
Поразмыслив над этим, заходите прочесть следующую статью под названием «Церковная музыка». Камни можно готовить заранее. Культурного «до свидания» и благословений вам.
Дмитрий Узенцев, специально для www.protestant.ru