Мира всем. Для тех, кто не прочёл прошлую статью, будет логично сбегать по ссылке в правом верхнем углу и прочитать её.
Сегодня мы продолжаем наше размышление над сложной пресложной темой «Церковная музыка».
Интересно, но поговорка говорит, что о вкусах не спорят, а христиан хлебом не корми, а дай о вкусах поспорить. Или может мне одному так везёт встречать верующих, готовых умереть за свои вкусы и привычки, путая их с самой верой во Христа?!!
Обосновать, как известно, можно что угодно пользуясь Словом, как цитатником и вырывая то или другое место Писания из контекста и исторического дискурса. Эта статья будет очень спорной, хотя я задумывал её как честный анализ с уважительным изучением фактов. Но зная русских, ведь я сам не с луны, предчувствую ну очень милую беседу … но сначала мой монолог.
Современная музыка (№16)
В начале 60-х появляется «Поп» (популярная) музыка и бесконечное число направлений молодежной «гитарной музыки». Шоу бизнес подхватил новшества, понес его в массы и весь мир уже был наполнен ими. На фоне поп культуры появились направления диско, эйрендби, регги, рэп, электронной музыки и т.д.
Шло бурное развитие аппаратуры - вырос спрос на новые электронные эффекты, большую мощность, чистоту звука и т.п.. И здесь «не аналитический ум» провозгласит: «нам грозит обмирщение». Но использовать для распространения Евангелия то, что нейтрально в нравственном отношении, не только вполне допустимо - это разумная и здравая стратегия апостола Павла (1Кор.9:22).
Навешивание ярлыков «мирское» или «нецерковное», без должного анализа, на те нейтральные средства и орудия, которые можно использовать для проповеди Евангелия, к сожалению, это просто эмоции по поводу свей предубежденности и невежества. Другие оппоненты укажут на происхождение всех современных музыкальных направлений из рок-музыки, либо использование ими музыкальной эволюции в техническом прогрессе «рока».
В музыкальной культуре темнокожих Америки начала прошлого века было много самостоятельных направлений, которые имели свое отражение в «расовых» евангельских церквях и баптистских в том числе. Ритм-энд-блюз, блюз, джаз - это была музыка черных.
Появившись у белой молодежи, она со всей своей альтернативной тематикой и непонятными для выходцев из Европы ритмами была отвергнута «приличным» обществом.
Соответственно она быстро стала музыкой бунтарей и символом развращенности, т.к. не подходила под стандарты европейской музыкальной гармонии.
Всегда параллельно развитие шло и в церковной среде, особенно у афроамериканцев. Говоря о современной рок-музыке необходимо пояснить, что «тяжелых» направлений её меньшинство, а подавляющее большинство негатива связано с текстами и поведением на сцене, а не с самой музыкой.
Люди в шестидесятых и семидесятых не только пели песни своих кумиров, но и подражали им в одежде, манере говорить, в их философии и поведении. Но в христианском мире существует свой «образ» для подражания. Сегодня пугает людей не сама рок-музыка, т.к. она уже звучит в традиционной церкви как фонограмма. Хранители традиций упорно настаивают на не духовности современной рок, поп и гитарной музыки, и искренно не понимают даже предмет спора. Они пропускают в церковь эти стили, не зная, что это именно они. Но пугает их не музыка, а само название, которое влечет невежественные ассоциации - беснующихся людей в наркотическом угаре …
Итак, что такое рок музыка.
Знаменитая история на одном из пресвитерских советов: «Кратья я вам сейчас покажу что такое рок музыка (человек берёт в руки гитару). Когда я играю вот так (делает бой вниз по всем шести струнам), то это не рок. А когда играют вот так (делает бой вверх по всем струнам) – это рок».
Можно было бы просто посмеяться над такими выводами, да вот только на практике все не так уж далеко от этой истории. Невежество и спекулятивные проповеди поставили табу на самом термине «рок», сметая все современные направления музыки под одну гребёнку.
Ни в коем случае нельзя нести в Церковь саму эгоцентричную культуру. Но именно христианские музыканты отделяют современную музыку от всего её негатива.
Сегодня, современный человек уже не представляет себе откат в музыкальной культуре на несколько десятилетий или столетий назад. Но не подражание ли это миру, как явный компромисс (Рим.12:2; Ин.2:15-17)? «Мир» и «век сей» не описывают абсолютно все, что есть под небом, а лишь говорят о греховных ценностях этого мира (см. статью «толкование текстов» №9).
Немного повторимся.
Греческий язык использовался для языческой философии, поклонения божествам, порабощения народов, для договора с блудницей и для проповеди Евангелия. Сегодня переводчики Библии используют те же грамматические конструкции, которыми когда-то пользовались, чтобы поклоняться языческим божествам и рассказывать грязные шутки. Апостол Павел не только писал по-гречески, но даже цитировал языческих поэтов и философов, например Эпикура и стоиков (Деян.17:16-34). Может быть, признаки обмирщения мы распознаем, думая о том, в чем заключается воля Божья, а не составляя список запретов по человеческому разумению? Д.Л. Муди и Айра Сэнки превратили популярные музыкальные стили в поразительное средство для евангельской проповеди.
Однако из-за того, что эти инструменты и стили вызывали ассоциации с чем-то мирским, их «предали анафеме» многие их евангельские современники. Примеров можно приводить множество из баптистской, евангельской церкви и других конфессий.
На сегодняшний день ни одна музыкальная композиция не обходится без современных технических средств, которые являются наследством «бунта и греха» – это уже часть нашей культуры и отрицать это, просто нечестно. Даже в традиционной церкви сегодня все чаще звучат фонограммы с бас, электрогитарой, барабанами и т.п. – это уже свершившийся факт. Давайте так же учтем саму звуковую аппаратуру, которая так же является наследством в эволюционном процессе современного шоу бизнеса. Даже микрофон, который есть у проповедника – это уже далеко не древний рупор. Запрет на живую современную музыку и, в то же время, разрешение на то же самое, но в «фонограмме - минус» - это не честный подход к исследованию вопроса. Сипко Ю.К. в своей проповеди в г. Волжском, Волгоградской области произнес интересную фразу: «мы не должны бежать впереди моды, но и не должны отставать от неё».
Необходимо понять, что абсолютно понятная и нейтральная в нравственном отношении современная музыка уже не шокирует ни кого, даже пожилых людей, но наоборот россияне уже не воспринимают на слух музыку маршей, вальсов, полек, гимнов и т.п.. Современная музыка может быть и красивой и доступной для понимания.
Христиане не должны забегать вперед и предлагать на богослужении музыку, которая вызовет негативную, в нравственном отношении, реакцию (например, тяжёлый рок), но откатываться назад на 100 - 200 лет в музыкальной культуре, угождая своей традиции и своим страхам, в ущерб понятности служения в современном мире - это не путь евангельской реформации. В этом случае мы ни чем не отличаемся ни от православных братьев, ни от братьев Амишей пенсельванских. Если только тем, что они признают остановку развития своей музыкальной культуры во времени, а литургически традиционная евангельская церковь продолжает упорно отстаивать, что они отражают библейский подход в выборе музыки.
Но чем дальше, тем больше.
Всё труднее и труднее оправдывать давно устаревшие, если не сказать отмершие, стили музыки перед не верующими, братскими конфессиями и даже перед самими собой.
Итак, современная музыка всегда служила на пользу церкви. Во все времена самые современные инструменты прославляли Бога и расширяли царство небесное. Современная музыка духовно нейтральна сама по себе пока в неё ни вкладывается какой либо смысл, т.к. только слова наполняют музыку какой либо идеей.
Как и скальпель хирурга нравственно нейтрален сам по себе, пока не попадает в руки благословенного хирурга или в руки фашистского палача. Прозрения нам всем от Господа.
Следующая тема – гимны. Это нельзя пропустить. До связи.
Дмитрий Узенцев, специально для www.protestant.ru