Главная>Новости>Аналитика>Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №25

Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №25

Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №25
13.09.2011

Привет тебе дорогой читатель. Особый, горячий привет постоянным исследователям этой темы.

И самый горячий привет тем, кто своим долгом считает оспаривать все в этой рубрике. Сегодня уже 25 выпуск … - круглая дата.

Мысли в этой статье – это результат анализа всей предыдущей рубрики. И, хотя их можно понять, не перечитывая предыдущие 24 статьи, все же это скорее вывод из многих статей, чем самостоятельное размышление.

Эта статья не призвана быть жестким указателем как надо поступать и что только это мнение самое правильное. Скорее она призвана показать еще одну грань проблемы не понимания совместного поклонения Богу в общем пении и дать пару советов, которые, по моему мнению, направят вас к самостоятельному анализу данной темы.

Приступим.

Проблемы поклонения в общем пении
 
Духовное пение - это один из способов личного общения с Богом (Пс.91:2-11). Соприкоснувшись с Небесами, мы можем испытать радость, осознание своих грехов и очищение от них, утверждение в вере, наслаждение от сладостного общения с Господом. Общее пение является одной из форм молитвы, с перенесением всех её функций в пение.
Фактически, общее пение является молитвой под музыку с учетом тональностей, размера стиха и общей гармонии.
 
В отличие от сольной песни или произведения которое исполнил хор, в которых могут содержаться элементы проповеди, ободрения церкви, наставлений и т.п., общее пение должно, по моему мнению, быть всегда христоцентричным. Так же, исполняться оно должно от первого лица, либо выражать чувства и переживания всей общины («Мы пред Тобою», «Сокрой меня»). Обращение в общем пении не должно быть к залу, неверующим, отдельным социальным прослойкам общества и т.д., но направлено всегда на Бога – быть богоцентричным. Это главная цель, для которой собрана церковь – чтобы прославить Творца и поклониться Ему.
А где это еще сделать всем вместе, как не в общем пении в храме? Макси-рационализм, практически уничтоживший здоровое мистическое поклонение, превратил общее пение в литургически традиционной протестантской церкви в еще одну рацио-проповедь или приветствие (как будто этого нельзя сделать без него), или приказ друг другу («радуйтесь братья и в песнях духовных»), или форму общения друг с другом в церкви, или морализацию и само-убеждение в каком либо утверждении или лозунге. Прошу понять меня правильно.
Я не борюсь со старыми песнями из, например, сборника «Песнь возрождения». Меня ровно так же не устраивают и современные музыкальные произведения, в которых нет богоцентричности и исполнения от первого лица. Вместе с тем, прошу заметить, что есть много хороших и старых и новых песен исполняемых не к Богу напрямую и не от первого лица, но замечательных евангелизационных или назидательных песен.
 
В этой статье сольная песня не отменяется, а даже наоборот, мы нуждаемся в красивых и трогательных произведениях.
 
Но в общем пении у нас должно быть понимание основной цели данной формы прославления и поклонения Богу. Просто пугает тенденция возвеличивания разума и информативности, над всем остальным, что во все времена, от создания церкви и до наших дней, было неотъемлемой частью христианской богослужебной практики. Многие тексты из книги Псалмов являются не песнями о Боге, а спетыми молитвами к Нему (Пс.101; Пс.101:1; Пс.89; Пс.89:1 …).
Когда церковь собрана во имя Господа и в единстве Духа славословит и поет Господу, то этот опыт далеко превосходит психологическое ощущение единства.
В силе одного Духа мы должны становиться как бы обернутыми в чувство такого единства и присутствия, которое успокаивает все слова и создает внутри нас невыразимый покой и взаимосвязанность.
Писание побуждает нас «приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его» (Евр.13:15). Ветхий Завет требовал жертвоприношения волов и козлов. Новый Завет требует жертвы хвалы (1Пет.2:5,9; Деян.5:41;16:25 …). Соответственно жертва уст наших должна быть богоцентрична, а не антропоцентична (в центре человек).
 
Сегодня церковь должна осознать, насколько важна общая хвала в песнопении и молитве, чтобы ввести нас в богослужение. Не просто гимн или два спетые вначале, а целый блок искреннего поклонения Богу (4-6 песен) в общем пении хвалы и поклонения, молитвах поклонения и прославления, восклицаниях, всеобщем ликовании и радости перед лицом Иисуса Христа, от осознания спасения.
Вставляя две или более общих молитв прославления и поклонения Богу, мы придаем правильный настрой на все богослужение и восполняем, так необходимые элементы: радости, ободрения, поклонения, общения с Богом.
Просто катастрофически литургически традиционная протестантская церковь нуждаемся в изменении парадигмы самого богослужения, ведь Бог живет в нашей хвале и поклонении, в том числе и через общее пение и молитвы (Пс.21:4). Мы встречаемся не на самобичеванье, не учиться закону, не навязывать унылость духа и страдальческую тематику прошедших поколений, а для того чтобы радоваться и прославлять Бога, поклоняться Ему, величать Его имя. Общее пение это самая распространенная форма выражения хвалы и поклонения и на церкви лежит ответственность за создание условий для этого (Еф.1:12,14; 3:21; 5:19-20; Пс.49:7-14; Рим.1:21-32; Евр.13:15; Отк.11:1; Лк.10:38-42; Ис.43:7,21;1 Кор.13:8-10 …).
 
Другими словами богослужение – это праздник Божьей благодати и любви к нам, и нас друг ко другу. Чувства являются законной частью человеческой личности, и их нужно использовать в богослужении. Это не означает, что нужно пренебрегать нашими мыслительными способностями, но это значит, что нельзя не обращать внимание на все остальное. Как советовал Павел, мы должны молиться духом и молиться умом, соответственно и молитвенно петь мы должны духом и петь умом (1Кор.14:15).
Пение назначено к тому, чтобы ввести нас в славословие, затронуть струны нашей души, раскрыть перед Господом наши сердца, настроить наши души на общение с Богом. Оно, образно говоря, играет роль посредника для выражения эмоций. Если пение и славословие происходят не бездумно, то они способствуют концентрации нашего внимания. Наше разорванное сознание соединяется в единое целое. Мы успокаиваемся пред Богом.
Входя в состояние поклонения в общем пении мы, соединяясь с Иисусом в очень близких отношениях очищаемся, осознавая свою никчемность и получаем от Духа Святого четкие указания на наведение порядка в сферах своей жизни. Бог призывает к такому поклонению в любой части богослужения, которое требует всего нашего существа. Тело, разум, дух и чувства – все должно быть положено на «алтарь» поклонения.
Во всем Писании мы находим большое разнообразие физических положений в связи с поклонением, это говорит о том, что мы должны предлагать Богу наши тела так же, как и остальное наше существо. Стоять спокойно, иметь кислый вид – это явно не подходит к характеристике хвалы и поклонению Богу. Унылость, статичность и непонятная для нас же самих архаичность существующего обряда унаследованного от начала прошлого века – то ли это поклонение, которое «приятно Господу»? Но об этом мы уже размышляли (см. статью № 17).
 
О проблеме не понимания вопроса о ведущем вокалисте церкви, группе прославления или целого хора ведущего общее пение, необходимо поразмышлять отдельно.
Во первых - это стройность песни любой сложности.
Во вторых, это не замена участия церкви, но наоборот – понимание того, что не надо громко петь, а надо просто поклоняться Богу сердцем и в этом не умоляется общее прославление Богу, а делается более красивым, искренним и сосредоточенным не на правильности исполнения, а на Самом Боге.
В третьих, смотреть на певцов должно быть радостно (Неем.12:44-45) и группа прославления это пример всей церкви, как надо прославлять Бога.
В четвертых это библейский подход (Пс.39:4) - если даже «выключить звук», то люди, глядя на то, как поклонники выражают свои чувства, все равно должны идентифицировать и продолжить поклонение.
 
Находится много возражений в связи с вышесказанным: «У людей различные темпераменты, а все это относится к людям эмоциональным. Это не тот тип богослужения, который отвечал бы моим нуждам. Наш культурный фон – это североевропейская без эмоциональная рациональность».
Мы должны видеть в богослужении не то, что «отвечает моим нуждам», но то, к чему нас призывает Бог – Его цели и желания. Часто то, что называют своим «сдержанным темпераментом», – это всего лишь страх, что другие о нас подумают, нежелание смирить себя перед Богом и другими, гордость, или примитивный легализм, который верующие впитали в себя еще с момента покаяния или вообще с детства.
Разные темпераменты не должны мешать нам поклоняться Богу всем своим существом, и мы не должны осуждать друг друга за излишнюю сдержанность или за эмоциональность.
Отрицать эмоциональность русского народа и приписывать нам английскую чопорность, по крайней мере, не честно, а прямо говоря – это результат конфессиональной ангажированности, а так же молоканское наследие, с его страдальческим самобичеванием и статичностью. Такими размышлениями запретительного характера мы приходим к очень простой тирании одного мнения, а это уже не единство духа, а «единство во круг мнения» человека или группы людей, т.е. антропоцентричное поклонение.
Айзек Пенингтон говорит, что «когда люди собираются для действительного богослужения, они похожи на груду потухших и горящих углей, друг друга разогревающих, пока великая сила жизни не разольется по всем им».
Какие бы не были мы разные по своему духовному состоянию, эмоциональности или физическому возрасту, мы единый организм, в котором не должно быть осуждение мнений или темпераментов, а только общее безграничное желание прославить и поклониться Богу, в соответствии с Его волей и желаниями, а не на основе наших стереотипов мышления или просто традиции. Тозер А. в своей книге «Поклонение – потерянная жемчужина» написала: «Когда вы исключаете таинственное, вы исключаете Бога, ибо пока мы пытаемся понять Его с помощью каких-то рамок, мы никогда не сможем полностью понять Его».
Размышляйте, пишите, дискутируйте с уважением друг к другу. Форум внизу ждет вашей активности. Если Бог даст и живы будем, то спишемся через неделю в этой рубрике.
 
Обязательно будьте благословенны.

Дмитрий Узенцев, специально для Портала www.protestant.ru

Темы этой статьи
Еще по этой теме
Статьи из этой серии
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №35
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №34
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №33
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №32
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №31
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №30
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №29
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №28
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №27
 Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №26
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №24
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №23
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №22
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №21
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №20
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №19
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №18
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №17
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №16
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №15
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №14
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №13
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №12
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №11
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №10
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №9
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви)  №8
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №7
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №6
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №5
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №4
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №3
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №2
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №1
Похожие статьи
Возможны ли изменения в богослужении?
Готовы ли мы, взять и поменять все в нашем богослужении? Абсолютно всё … Что за вопрос, скажете вы. Зачем все эти перемены, революции? Всё идёт, как идёт. Всё проверено годами, отточено и так привычно....
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №35
Привет вам. Как то грустно мне писать эту статью. Ведь она последняя в нашей рубрике. Да и что еще сказать, когда все уже, вроде бы, сказано? Постараемся в этой статье сделать общий вывод всей рубрике «Кризис...
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №34
Что такое мир между церквами и зачем он нужен вообще? Странный вопрос, скажете вы. Но, к сожалению, на практике все на столько сложно и печально, что иногда у меня возникает вопрос: как может евангельская...
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №33
Привет всем мыслящим в Господе и имеющим ум Христов. Независимым мышлением, имеющим в фундаменте своем учение Иисуса Христа без всевозможных человеческих примесей, могут стремиться мыслить только, по настоящему, зависимые...
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №31
Радости вам! Счастья вам! Праздника вам в Господе! Праздник! Что это за слово такое? Каково его значение? Разве можно в церкви устраивать праздники? Это ж все мирское, душевное … или нет? Можно ли в...
Как стать христианином – Христиане.ру