Всем хорошего настроения.
Оно понадобится нам для прочтения этого выпуска.
Не стоит относится к этой статье как к враждебной, хотя название сразу настораживает.
Эта рубрика является честным анализом, который я решил провести со всех доступных моему развитию сторон.
Сразу необходимо разъяснить, что в этой части нашей рубрики я не ставил целью приравнивание состояния литургически традиционной протестантской церкви к сто процентному культу. Но мы попытаемся спроецировать модель и философию культа на церкви и проанализировать влияние мышления культа на мышление лидеров церквей.
Я понимаю, что ступил на очень тонкий лёд. И данное размышление, как и серия последующих, будет для некоторых братьев и сестёр как красная тряпка для быка. Но, если мы не можем честно и не предвзято поглядеть в зеркало, то к нему лучше не подходить, не правда ли? Поэтому, с этой минуты, мы не предвзятые исследователи. Ну, честные исследователи, поскользили.
Философия «культа» (№12)
Примечание: Культ – группа людей, основанная на представлении о превосходстве определенного лидера, что неизбежно влечет отрицание центральных доктрин христианства, как они изложены в Библии, и объединенные вокруг еретических, по отношению к традиционным религиозным, учениям, проповедуемым одним человеком или организацией.
Конечно, определение словаря, приведенное выше не полно. В семинарии МБС ЕХБ, на одной из лекций Митрофанова Александра, я получил интересное схематичное описание культа, которое заставило меня сильно задуматься и пересмотреть отношение ко многим вопросам в литургической практике и вообще в устройстве церкви. Рассмотрим эту схему.
Схематичное описание общей философии культов
(В данной таблице из каждого главного утверждения выходят по три очевидных следствия)
1. Божественные полномочия и авторитет лидера культа
Божественный статус откровения
Возникновение собственного священного писания
Принижение спасительной миссии Иисуса Христа
2. Авторитарное устройство культа
Иерархическое устройство и жесткая дисциплина
Особый язык и терминология
Спасение делами
3. Изолированная атмосфера культа
Таинственность и осознание избранности
Особый язык и терминология
Отсутствие необходимости в последовательном вероучении
Было бы не честно всё это приписать литургически традиционной евангельской церкви, т.к. искренние служители Божии разные и уклад у церквей отличается. Мы можем проследить динамику данного вопроса самостоятельно, обратив внимание на отдельные поместные общины. Давайте это и проделаем. Честно посмотрим на свою церковь, особенно если вы с литургически традиционной общины. Все вопросы для себя, примерно, посчитайте. На сколько, в процентах, то или иное утверждение из схемы верно по отношению к моей общине.
Сначала «божественные полномочия и авторитет лидера культа». Имеют ли «духовные откровения» лидера или группы лидеров вашей общины божественный статус? Имеют ли место быть заявления «мне Бог сказал, открыл, велел передать»? Есть ли у вас в общине собственное «священное писание»? Можно ли сборник «песнь возрождения» считать писанием и если нет, то почему оно сокрализовалось не смотря на всё своё не совершенство (см. будущую статью №18) и это «мягко говоря»? Принижение спасительной миссии Иисуса Христа есть ли в вашей общине? Может ни на 100%, а только на 20%? Если в проповедях пугают за малейшую ошибку адом, а главные глаголы – это должны и обязаны, и при этом такие темы как радость спасения, сила Духа Святого и верность Христа умоляются, то …?
А как дело обстоит с авторитарным устройством?
Иерархическое устройство и жесткая дисциплина есть ли в вашей общине? Насолько законническая система учения у вас, т.е. насколько часто звучит надо, должен, обязон …? Спасение делами или зарабатывание спасения через выполнение определённых установлений, таких как посещение собраний четыре раза в неделю, чтение по часу в день, молитва три раза в день и т.д.. Есть ли в вашей церкви дисбаланс от благодати в сторону закона? Я не против самодисциплины, а наоборот за, но не за ту, которая заслуживает спасение. Самодисциплина – это жизнь в наступившей, для верующего, реальности Царства Бога, в благодарности Ему, путь очищения и духовного роста, но ни как ни спасения.
Что у нас с изолированной атмосферой? Таинственность и осознание избранности культивируется ли в вашем доме молитвы? Особый язык и терминология, например архоично-синодальная, да со «святыми» неправильными ударениями и окончаниями присутствует ли в вашей общине? То есть простой человек, зайдя в дом молитвы, поймёт ли термины и словосочетания, а в результате и смысл проповеди, или ему нужен переводчик с церковного языка на русский? Отсутствие необходимости в последовательном вероучении происходит тогда, когда есть один «гарант» или «группа гарантов истины», а последовательное учение может нанести вред статусам этих гарантов … Так есть ли в вашей общине последовательное евангельское вероучение, которое и является гарантом и источником принятия любого решения или у вас есть гарант в лице человека?
Уже сейчас становится понятна тенденция деградации традиции, которая основана на антропоцентричном (в центре человек) богослужении, в культ. Культ – состояние человека (его греховная натура). Греховные желания человека, подобно народу возложившему миссию общения с Богом на Моисея (Исх.20:19), стремятся, во все времена, к тайному знанию которое облегчит их христианский путь, к упованию на лидера (или группу лидеров), который особенно близок с Богом, к сложению ответственности с себя на вышестоящего.
Минимизация глубокого личного духовного опыта, как следствие, утеря чувствительности к голосу Духа Святого и поверхностное отношению к Писанию, ведет к слепому доверию «духовному лидеру» - «помазаннику», соответственно, уничижению Благодати и переходу на жизнь по человеческому закону, устоявшейся традиции и общепринятым правилам. К сведению: учение о помазанниках осталось в Ветхом Завете и в Новый Завет перешло все общее помазание Духом Святым (1Ин.), равенство, семейственность, всеобщее священство …, а слово помазанник переводится очень просто с греческого языка – Христос. Всегда существовала реальность превращения живой церкви в культ. Не раз это происходило уже в истории христианства.
Когда я исследовал свою «родную материнскую» церковь на относительное соответствие этой схеме, я был поражён результатом.
Моя литургически очень традиционная баптистская церковь совпала на 80 %. Конечно я не могу утверждать, что она является культом и мой подсчёт субъективен, но игнорировать факты - это слепота. Тенденция на лицо. Эта греховная тенденция была всегда и просматривается в Писании со времён Моисея и до фарисейского священства. Однако, эта тенденция существует сегодня и влияет, как оказалось, и на богослужебную практику. Ведь богослужение или его форма – это всего лишь отражение содержания, т.е. идеологии общины.
Следующая тема будет невероятно «жёсткой пищей для ума» – «общемировая тенденция фетиша и её отражение в евангельских общинах». А на сегодня скольжения достаточно. Обязательно будьте благословенны.
Дмитрий Узенцев, специально для Портала www.protestant.ru