Главная>Новости>Аналитика>Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №18

Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №18

Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №18
Тема №18:Современная ситуация в общем пении литургически традиционной церкви.
12.07.2011

Богу слава, аллилуйя Всемогущему !!!

«Дикий кабан вторгся в святой виноградник и попрал своими грязными копытами …» - это не про меня, хотя я тоже большой и пухлявый. Это один высокопоставленный иезуит писал о Мартине Лютере.
Но боюсь, что именно такие эпитеты и я вызову этой статьёй. Ведь покушаюсь я на главное табу литургически традиционной церкви - гимны общего пения или «Песнь возрождения».
Сразу прошу понять меня правильно. Я ни в коей мере не хочу разрывать его прямо в этой статье.
Цель моя другая.
Я бы хотел стряхнуть канонизацию с того, что не может быть канонизировано по определению, ведь это не Библия.
 
 
 
Современная ситуация в общем пении литургически традиционной церкви
 
Уже вошла в обиход притча об описании общецерковного прославления Бога в пении. Молодой человек, сидящий на плечах другого, и подсматривающий за общим пением на традиционном богослужении через окно, на вопрос своего друга: «что они там делают?», отвечает: «я не знаю, что они делают, но это им явно не нравится». Лица верующих при исполнении песен прославления Бога отражают современную ситуацию с гимнами.
 
Некоторые люди полагают, что «псалмы», упомянутые в Кол. 3:16, относятся к тому же музыкальному стилю, который мы сегодня называем псалмами. Истина же в том, что мы не знаем, как звучали те псалмы. Но мы знаем, что Новозаветные церкви употребляли такой музыкальный стиль, который соответствовал инструментам и общепринятой культуре тех дней. Так как у них в те времена, безусловно, не было пианино или органа, то их музыка звучала совсем не так, как в наших церквях сегодня.
 
Архаичность гимнов вызывает, с одной стороны чувство патриотизма и принадлежности к мощной традиции, но с другой, придает всему служению обрядовый характер. Недоступная слуху, сугубо церковная терминология непонятна приходящим в церковь людям. Музыкальные пристрастия в плане стиля и манеры исполнения у современных россиян, также отличаются от гимнов советской эпохи. «Страдальческая» тематика песен, конечно же обоснована в прошлом, но совершенно не актуальна во времена наступившей свободы - нельзя жить лишь опытом малознакомого прошлого. Затягивание и без того устарелых песен, по унаследованному молоканскому обычаю, делает пение вообще алогичным.
 
Давайте по порядку проанализируем проблемы гимнов. К сожалению, песня стала «прослойкой» между проповедями, хотя Библия отводит им другую роль (Еф.5:19 …).
 
Часто в названии или начальных строчках гимна заявлена какая-то определённая мысль, идея, но на протяжении дальнейшего текста она не получает подтверждения и развития. Проблема излишнего тематического направления, иногда ставит вопрос: о чём именно данная песня. Количество куплетов просто пугают современного человека.
 
Очень много песен «ни о чём» и «ни для чего», с не обязывающим к особому размышлению набором духовных фраз, шаблонных выражений, церковных лозунгов. Встречаются песни ни на что не настраивающие в начале, или ни к чему не призывающие в конце. Возьмём, к примеру, известную песню: «И злое свершается дело, в Стефана каменья летят, уж было бездыханным тело. Но камни по трупу стучат». Такое мрачное, фаталистическое окончание не красит текст церковного песнопения. К другой проблеме относятся богословские ошибки, граничащие с ересью.
Выражения: «Ангельский хор», «Ангелы воспевали» и т.д. Библия нигде прямо не говорит о том, что ангелы пели, или способны на это.
Слова «славить» и «хвалить» далеко не всегда означают «петь». Гимн из сборника «Песнь возрождения» под номером 202: « …. чтобы вечно отдохнуть, мы должны Его догнать». Но мы бежим не за Христом, а за наградой (1Кор.9: 24), и не мы догоним Христа, а Он вернётся за нами. Гимн 179: «Нет ночи в той стране святой, не меркнет солнца свет». Но, согласно Откр.21: 30 солнце отсутствует в царстве небесном. 128 гимн: «С крестом, Отцом возложенным …». Однако, Отец Небесный ни на кого не возлагает креста, и исключительно сам человек решает, брать ему крест или нет (Мф.16:24; Мар.8:34; Лук.9:23). Гимн 359: «Из ран и сердца кровь струилась...» А ведь рёбра и сердце - не одно и тоже. Гимн 68 жалуется: «О, я грешник бедный, Правда, я таков!», но как же оправдание (2Кор.5:17; 1Пет.2:9)? Гимн 59: «Скорблю я часто, душа томится, Не вижу радости братья» - но как же жизнь с избытком (Ин.10:10).
Это далеко не полный перечень, но и этого достаточно, чтобы понять, что не Сам Бог диктовал эти песни. Необходимо понимать, что песенные знания подменяют собой Библейские основы в сознании человека. А с канонизацией этого сборника, мы всего лишь приобрели дополнительное «святое писание» (см. статьи №10,12 и № 13) и уже ничем не отличаемся от конфессий с «дополнением к Библии».
 
От богословских перейдём к литературным и стихотворным ошибкам. Гимн 129: «грехов моих много, и тёмен мой дух, Но Божьего Слова коснулся мой слух». Наоборот Слово Божье могло коснуться слуха. Если церковь посещают грамотные люди, или даже, имеющие соответствующее образование в области русского языка и литературы, то исполнение подобных песен с явными для их слуха нарушениями правил будет отталкивать. «Сын Божий был мучим, распя`т на кресте. Я ра`спят для мира …».
Одно и то же слово, повторяющееся почти сразу же, имеет разные ударения в угоду неумело подогнанной рифме, что не допустимо для грамотного человека. В 641: «Несёте вы тщеславье лишь с собой» свистящие звуки так же отталкивают человека.       
Фонетический сдвиг в песне, полностью изменяющий смысл, вообще не должен иметь место в церковных гимнах: «Бог``ко`злу внушает страх» (козлу); «Ведь мы есть венец творенья» (ведьмы); «От уз освобождённый...» (о, туз ... ); «Отринув грех, святую душу ...» (отрину в грех...); «Не сводите, братья, с Ока ...»(сока); «Самарянка у колод(т)ца ждет» (уколоться наркотиком) … . Небрежное отношение поэтов и композиторов к вопросу благозвучия, конечно, оправданы временем и скоростью написания, при которой нет времени на серьезный анализ
. Но сейчас время изменилось и во времена свободы мы не должны приписывать безграмотности особую святость, а честно анализируя труды пред идущих искренних поколений, стремиться к более совершенному и понятному людям богослужению.  
Многие библейские термины и ставшие шаблонными церковные выражения непонятны по своему значению, приводят в замешательство и являются сложными для произнесения и пения.
Люди самого разного воспитания, образования и социального уровня, например, из мест заключения, или же просто с отложившимися в сознании понятиями улицы, придя в церковь, будут слышать песни: «Мы - овцы», «я - овца Господня стада». Не трудно представить его реакцию, зная, что в окружающем церковь мире слово «овца» - унизительное и ругательное. Или если высокообразованные люди, придя на собрание верующих, будут слышать песни типа: «Мы не мудры, мы не сильны» или «Мудрость мира есть безумье», то резонно предположить, что это их первое посещение станет последним.С гласной «ё» - гимн 179: «О, братья, сестры, радость нам Дана и в мире сём» - незнание правильного произношения этого слова, так и нарушает заложенную автором слов рифму.В 128: «С крестом, Отцом возложенным, В пути, Христом проложенном» - налицо  искажение слов, неверное, неблагозвучное сочетание окончаний строк, создающееся неправильным произношением в угоду рифме.
Некоторые песни со временем стали исполняться неверно, с неопределённым мотивом или на мотив другой песни, появилась тенденция сильного затягивания гимнов и многое другое, что характеризуется одним словом - архаичность.
Можно говорить о различного рода ошибках и далее - их много. Но, и этого достаточно, чтобы отрезвиться в отношении к песенному табу.                       
Важно помнить библейскую позицию относительно пения(Еф.5:18-19). Церковное пение не является «прослойкой» между проповедями, а само имеет статус проповеди в поэтическом и музыкальном переложении. На всем протяжении истории Церкви люди смешивали внутреннее водительство Духа с тем, что изнутри подсказывало воспитание в рамках определенной культуры или традиции. Когда-то над стилем этих церковных гимнов издевались, считая его ужасным, безбожным и даже бесовским.
Очевидно, эти давние критики с мирным сердцем чувствовали, что выполняют Божье повеление, тогда как в действительности противились Его делу. Когда в стиле церковной музыки происходили изменения, всегда многие считали новые стили неподходящими для церкви и даже дьявольскими. Взгляды этих людей сформировались в определенной культуре. Они не могли увидеть новое действие Духа и совершали великую ошибку, приписывая действие Бога дьяволу. Мы должны помнить об этой тенденции, рассматривая новые гимны как современное продолжение истории духовной музыки. «Музыка … не должна была быть похожа на минорную музыку Православных церквей. … я решил сделать всё, чтобы Евангельская музыка была способна выражать высшую радость, которая существует на земле, радость, источник которой есть Небо (Лк.15:7). … Лучи солнечного света, наполненные оптимизмом, должны проникать через дождевые тучи пессимизма» Проханов И.С. Боже! Новую песнь воспою Тебе … (Пс.143:9). Брать на вооружение новые песни это необходимость диктуемая временем (Пс.32:3; 39:4; 95:1; 97:14; 143:9; 149:1; 142:10; Отк.5:9; 14:3 …).
Действие Святого Духа, который на современном языке музыки дает людям возможность прозрения – это очень простая мысль, которую очень тяжело принять, преломляя её через канонизированную традицию. В данной части работы я не ставил целью борьбу со сборником «песнь возрождения», т.к. там есть замечательные песни, христоцентричные и понятные в современной России. Многие из этих песен необходимо всего лишь переложить на современную музыку и немного под редактировать слова. Целью было показать, что старые гимны не имеют «нимфа святости» и это не «последние Богом данное и равное Библии музыкальное откровение».
Они писались такими же людьми как и мы, а значит имеют место только до тех пор, пока не устареют и не должны будут уступить место новым замечательным духовным песнопениям. Что и должно было произойти с подавляющим большинством гимнов уже лет 40 назад. Надеюсь, мне удалось стряхнуть со сборника «Песнь возрождения» нимф святости и все мы ясно увидели, что он далеко не совершен. Но Бог совершен, а значит, мы можем творить более совершенные новые песни. Одна из наших слабостей как евангельских христиан в том, что мы не знаем историю Церкви. По этой причине мы начинаем смешивать свои нынешние традиции с ортодоксальностью.
Не будем упрямы перед Господом, отстаивая свой собственный обряд, в ущерб понятности христианской веры в современном обществе.
Это противоречит цели Бога на земле.
 
Смирения нам всем перед Богом.

Дмитрий Узенцев, специально для  www.protestant.ru

Статьи из этой серии
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №35
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №34
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №33
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №32
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №31
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №30
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №29
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №28
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №27
 Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №26
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №25
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №24
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №23
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №22
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №21
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №20
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №19
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №17
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №16
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №15
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №14
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №13
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №12
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №11
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №10
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №9
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви)  №8
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №7
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №6
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №5
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №4
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №3
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №2
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №1
Похожие статьи
Возможны ли изменения в богослужении?
Готовы ли мы, взять и поменять все в нашем богослужении? Абсолютно всё … Что за вопрос, скажете вы. Зачем все эти перемены, революции? Всё идёт, как идёт. Всё проверено годами, отточено и так привычно....
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №35
Привет вам. Как то грустно мне писать эту статью. Ведь она последняя в нашей рубрике. Да и что еще сказать, когда все уже, вроде бы, сказано? Постараемся в этой статье сделать общий вывод всей рубрике «Кризис...
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №34
Что такое мир между церквами и зачем он нужен вообще? Странный вопрос, скажете вы. Но, к сожалению, на практике все на столько сложно и печально, что иногда у меня возникает вопрос: как может евангельская...
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №33
Привет всем мыслящим в Господе и имеющим ум Христов. Независимым мышлением, имеющим в фундаменте своем учение Иисуса Христа без всевозможных человеческих примесей, могут стремиться мыслить только, по настоящему, зависимые...
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №31
Радости вам! Счастья вам! Праздника вам в Господе! Праздник! Что это за слово такое? Каково его значение? Разве можно в церкви устраивать праздники? Это ж все мирское, душевное … или нет? Можно ли в...
Как стать христианином – Христиане.ру