Радости вам! Счастья вам! Праздника вам в Господе!
Праздник! Что это за слово такое? Каково его значение?
Разве можно в церкви устраивать праздники? Это ж все мирское, душевное … или нет?
Можно ли в церкви радоваться, ликовать, праздновать, веселиться и переполняться чувством счастья?
Может церковь не для этого? Может, церковь предназначена для плача о грехах, самобичевания и лучше быть в «местах плача, чем в местах веселия»?
В некоторых католических орденах и православных направлениях именно так и понимали служение Богу. Брали кнут и наказывали свою плоть ударами. Какая может быть радость, какой может быть праздник, когда плоть грешная?
Давайте разбираться.
Праздничное богослужение
Для анализа такой сложной темы, как праздничное богослужение, необходимо переоценить свои позиции, сначала в статьях о совместном прославлении Бога
в собрании верующих (см. статьи № 19, 20, 21, 22). Без этого дальнейшее исследование не имеет смысла.
Но приняв библейские истины в этом вопросе можно размышлять и об особых днях прославления и поклонения Богу.
Религиозные праздники привносят в жизнь православной церкви радость, краски и раскрепощение. Для достижения такого эффекта используются различные символы и действа: крестные ходы, освящение воды, свечи, верба, куличи, яблоки, украшение храма березовыми ветвями, цветами и т.п..
Конечно, мы не будем говорить о слепом копировании православной культуры, но давайте проанализируем её цели и сравним их с нашими. Сравнение сие очень показательно, т.к. выдает многие слабые моменты в евангельском практическом богословии.
Целью литургически традиционных евангельских церквей, если очень честно, является не сам праздник как таковой, а возможность засвидетельствовать приближенным родственникам и друзьям, пришедшим в «дом молитвы». В отличии от нас, РПЦ не ставит такую цель во главу угла.
Почему разница в подходе настолько глобальна?
Страдальческая философия богослужения в литургически традиционной евангельской церкви, приобретённая за время коммунистического строя, серьезных гонений на верующих и наследственной православной «аскезы» не дает нам возможности отличить ликование от раскаяния. Но даже в православной церкви есть понимание особенности случая, несмотря на всю её «закостенелость».
Вместе с тем, не понимание служения Христу как праздника любви и благодати (см. статью №20), не дает шанса для еще более прогрессивной мысли об особом торжестве на фоне остальных праздников хвалы.
Соответственно избирательному мышлению (см. статью №7) «не аналитика» не остается выбора, как только провозгласить, наконец, главную цель любого верующего – спасение грешников. И с этим не поспоришь.
Но зачем при этом использовать праздник, да на все 100%?
Разве о церковных праздниках говорил Иисус (Матф.28:19)? Люди или были уже в храме (родственники) или (друзья) пришли, точно не на четыре лекции на архаичном языке о «призыве вступить в данную религиозную организацию, на основе семитского повествования» (одно из частых восприятий неверующего).
Столько лекций, с глотаемыми между основными выводами, знакомых только давно верующим людям, мест Писаний, могут выдержать далеко не все верующие, а не верующие тем более (см. статью №27). Однако в погоне за «приоритетной крайностью» - целью богослужения: «во что бы то ни стало "покаять" человека, который первый раз зашел или посещает собрание только по праздникам», служители не задумываются ни о самих верующих и их потребности в празднике, не о неверующем с его восприятием данного действа (см. статью №14).
Необходимо поменять мышление! Праздник это не предлог для сведения всего богослужения к покаянию всех тех, кто один раз в год ходит в церковь!
Это бесспорно важно, но праздник в первую очередь это праздник церкви: радость, ликование, проявление простых человеческих эмоций по этому поводу. И если люди в очередной раз пришли и видят, что ни чего праздничного и радостного в нем нет, то как они получат видимые доказательства наших слов?
Праздник – это праздник.
Это не так сложно понять, но для этого надо просто отключить стереотипы и немножко поразмыслить над этим. Культура Израиля, славян, греков – это яркий пример как народ может радоваться в праздник. Неверующий человек пришел на праздник, который ему обещали его друзья.
И точно он не пришёл на долгие нудные лекции, на которых он непременно должен произнести «особую мистическую молитву около трибуны» в тот момент, когда на него смотрят несколько сот незнакомых людей, исправиться непременно и принять традицию данной религиозной организации как свою родную. Когда человек не видит простоты и веселия (Деян.2:46), тогда он не видит и праздника.
Это так просто, что даже писать эту статью мне очень тяжело. Это напоминает мне объяснение ребенку примитивного утверждения, которое и так очевидно само по себе до такой степени, что и определения трудно подобрать. В простоте и веселии служите Богу. «Будьте как дети», но только не умом, родные мои.
Механическое исполнение закостенелых «праздничных» форм не нужно Богу, не нужно верующему, не нужно не верующему, оно вообще ни кому не нужно. Хотя, если вектор мышления вашей религиозной организации нацелен на музейные ценности, то вы всегда оправдаете своё поведение Библией и добрыми намерениями. Библией, при желании, можно «в суде своем собственном» оправдать что угодно.
Давайте перейдем уже к практике и поговорим об особых элементах новизны.
Театр на праздничном богослужении можно использовать? А может театр нельзя использовать или можно использовать только в отдельное время?
Кто то скажет «мы не видим театр в богослужебной практики описанной в Писании».
На что можно легко парировать – в Писании вообще нет точных указаний на практику богослужения, а есть очень большая вариативность и даже само понятие «богослужение» отсутствует в Новом Завете в том смысле, в котором мы его понимаем (см. статьи №
2,
3,
4).
Может ли иметь место пантомима, мюзикл, опера, театр теней, театр масок, китайский театр или направления современного театрального искусства?
Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть (Тит.1:15,16).
Христианское законничество стремиться к закостенелости обряда, а соответственно, не может допустить развития формы в простоте и радости. Все чаще звучат лозунги: «скажем наше дружное нет любому шоу в церкви», но при этом никто не объясняет, что такое шоу, что такое церковь, что такое дружное нет, и кто им управляет. Лозунги в церкви, к сожалению, воспринимаются часто наравне с Писанием.
Время коммунистической пропаганды не прошло бесследно и русский народ очень легко лозунгами направить куда угодно. Это я и наблюдаю зачастую.
Что интересно, это работает и без Писания. Достаточно вырвать стих Библии из контекста (см. статьи № 8 и 9), а затем продекларировать красивый лозунг – ну чем не театр? Это самый настоящий театр!!! Так как ни к проповеди, ни к Библии, ни к планам и желаниям Бога, это не имеет ни какого отношения.
Церковь – это собрание искренних христиан любящих Бога и друг друга, объединившихся в один живой организм Тела Христова, причем любое собрание и в любой форме, а кто утверждает обратное, тот просто не понимает Писание (без оскорблений, это просто констатация факта).
«Шоу» – это не термин русского языка, как и «секта» не имеет отношения к реальным словам современного разговорного русского языка. Это просто бессмысленные утверждения, клише с массой ассоциативных рядов вложенных кем то, по мимо настоящего значения термина в языке оригинале (например, английском). Только одни звучат из уст верующих, а другие не верующих – вот и вся разница.
Здесь ассоциативные ряды, в искусственный для России, иностранный термин вкладывают ревнители христианского законничества, а там, в перевёрнуый термин советской пропаганды, ассоциативные ряды закладывает … , разжигая межрелигиозную рознь. И в одном и в другом случае – это простое НЛП, т.е. слова установки, формирующие дальнейшую реакцию человека на последующие высказывания.
Это простые моменты, немного подумайте об этом. Может «долой лозунги» уже, а? У любого действа есть цель, и если какая либо форма театрального искусства предаст церковному празднику атмосферу особенности события, искренней радости, приближения к божественным ценностям и к Самому Творцу, то это означает допустимость использования сего на Богослужении.
Перепланировка богослужебного пространства, особенный дизайн сцены и всего помещения – это часть праздника. А зачем? «Если Бог захочет, то он Сам …, а если не захочет, то тут уж украшай не украшай …». Понятно, что эта версия весьма не мудрого человека и печально, если он занимает «не свое» (не по дарам Духа) место в церкви … Позавчера был в гостях и проповедовал в нашей духовной семье епископ поволжской епархии ЕХМС. Он пересказал слова «Старца», которые он пронес через 20 лет своего посвященного служения Господу: «когда готовишься к служению, то делай все так, как будто, все зависит только от тебя одного, а когда выходишь на служение, то доверяй все Богу так, как будто от тебя ничего не зависит, но только от Него одного»! Драгоценная мудрость, которую, к сожалению, не сможет понять мышление крайностями (см. статью № 7).
Зрительное восприятие особенности момента очень важно для церкви. В рутину можно превратить даже самое прогрессивное богослужение, так как традиции не избежать, и она всегда устанавливается сама по себе. Но этим процессом можно управлять, подчинять традиции целям Господа и тогда этим процессом можно управлять.
Перепланируйте пространство, изобретайте новый дизайн, выдумывайте и творите во славу Господа.
Праздничные одежды служителей – это тоже часть праздника. На праздник приходят как на праздник и по праздничному одеты. Это не означает, что есть праздничные нормы для всех одинаковые. Нет конечно. У каждой церкви есть особенный социальный срез, на который она ориентируется (неважно сознательно или нет) и в зависимости от этого и одежда служителя варьируется. Но особенность события подчеркнуть просто необходимо. В первую очередь - это праздник церкви и она должна понять: «пастор одет по праздничному».
От этого много зависит. «Какой поп, такой и приход» гласит пословица и на практике так оно и есть. Если священник не встает в позицию праздника, а пользуясь отговоркой о спасении грешников, превращает событие в рутину с еще большим упором на Закон, то это печальное зрелище.
Прошу понять меня правильно, спасение грешника – это приоритет для любого христианина, но это не отговорка для защитника обрядоверия евангельского. Если человек правильной установкой закрывает истинную причину и мотивы своего поступка, то установка Библии превращается в отговорку, защиту, прикрытие и т.п. В комментариях будет больше места и времени поговорить об одеждах служителей, так что поехали дальше.
Праздничная музыка – это то минимальное, чего в дальнейшем человек с нетерпением будет ждать, как особенного события в его жизни, с восторгом рассказывать о нем не верующим и приглашать их на радостный праздник, а не затягивать на покаяние. Музыка способствует созданию атмосферы (см. статью № 16) и печально наблюдать как литургически традиционные евангельские церкви, абсолютно бездумно, на радостные праздники поют минорные песни, хор статично исполняет рядовое произведение, а сольное пение слезливо повествует о чем то.
Мы достаточно поразмышляли над музыкой в статьях с №15 до №25. Добавлю лишь, что в праздник музыка должна быть еще более радостной, еще более дающей надежду, еще более провозглашающей Божьи обетования и истину Слова.
Если музыка не передает атмосферу особенности события, то это уже не праздник по факту, а только «юридически и для галочки».
Необходим четкий контроль над праздничной тематикой и организацией атмосферы радости, ободрения и надежды на лучшее в молитвах, песнях, проповеди. Весь процесс, с начала и до конца, призван вдохновить верующего, помочь пережить благодать и ценность исторического события для своей жизни.
Человек, прочувствовавший праздник в своей душе уже мотивирован для того, чтобы идти и спасать погибающих, приглашать на подобные события и с горящими глазами рассказывать как здорово в его церкви!
В противном случае, под давлением установки «надо и должен», христианин пытается всеми силами затащить необращенного на служение. А потом, вынужден оправдывать традицию своей общины, рассказывая, что именно они самые правильные, а остальные …
Конечно, нужно призвать и к покаянию, но только после видимых доказательств радостной и счастливой жизни в Господе членов церкви, ведь это просто - человек не может поверить в счастливую жизнь христианина, если у него постоянно унылое лицо и слезные молитвы о прощении грехов.
Несоответствие слов и видимой практики – это самый главный антиевангелизационный элемент.
Наверное, пора остановиться в написании статьи, хотя есть много чего сказать по этому поводу. Ограничения по количеству информации должны существовать на любом уважающем себя портале.
Мы с вами продолжим обсуждение в форуме ниже.
Обязательно будьте благословенны ожидающие вечного праздника, в противовес вечному унынию …
Дмитрий Узенцев, специально для Портала www.protestant.ru