Главная>Новости>Аналитика>Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №17

Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №17

Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №17
Тема №17:Гимны общего пения.
05.07.2011

Любви нам всем к ближнему и не на словах, а на деле. Иначе дерзновение к спасению «ограничено» будет нашей совестью (1Иоан.4:17). Ведь, отсутствие уважения к собеседнику и его мнению – это не любовь, а просто «христианское» фарисейство.

Когда я первый раз попал в баптистский дом молитвы около двенадцати лет назад, мне не совсем было понятно, когда я раз десять услышал на собрании «а сейчас споём гимн из сборника духовных песен номер …». Меня учили в школе, что гимн – это главная песня (как правило). Гимны бывают: странЫ, события или организации; а попав к «странным сектантам» (мои мысли на тот момент) я понял, что у них, что ни песня то гимн. Чуть позже мне объяснили этот парадокс тем, что «песни это мирское и душевное», как и спорт которым мне тоже запретили заниматься как греховным и оккультным, но это другая история. «А духовные бывают только гимны». Сейчас я понимаю, что это логика достойная лишь ясельной группы детского сада «Ромашка». Но, к удивлению, большинству верующих данный детский протестантский патриотизм даже импонирует. Немного истории в этом выпуске не помешает и даже наоборот, поможет нам приступить к канонизированному табу в следующей статье, которую просто нельзя пропустить ...
 
 
Гимны общего пения (№17)
 
 
История гимнов в новозаветный период
Культурное окружение ранней церкви было преимущественно греческим и древние создатели церковных гимнов полагали свои стихи на музыку, восходившую к языческой греческой культуре.
Во втором веке гностики и ариане писали церковные гимны, чтобы распространять свои ереси, и гимны эти получили широкое распространение. К четвертому веку они были очень популярны в церкви. Ефрем Сирин (307-373), один из отцов сирийской церкви, противодействовал этому и защищал православие, создавая новые песнопения.
Вместо того, чтобы создать новый «священный стиль», он использовал те же стихотворные размеры, что и у популярных гностических песнопений, и поэтому влияние его гимнов было очень сильным. История возникновения ранних латинских гимнов была примерно такой же. Музыка этих песней, или песнопений - простой распев, основанный на четырёх основных греческих музыкальных ладах, которые происходили из языческой цивилизации.
На протяжении первых веков церковь постоянно заимствовала из светских музыкальных источников. Музыкальный стиль развивался до тех пор, пока папа Григорий Великий (конец 6 века) не видоизменил музыкальный звукоряд и не создал то, что стало известным как григорианский распев. Все голоса пели в унисон, музыкальные инструменты почти не использовались, разрешалось петь одним мужчинам. Как только григорианский распев прочно укоренился в церкви, он был признан "священным", и любые попытки что-либо изменить наталкивались на сопротивление.
Средневековая церковь решила отставать от мира на несколько шагов, что, безусловно, привело к тому, что церковная музыка была отделенной от популярной и современной музыки того времени.
Богослужение теряло постепенно свое значение для обычного, простого человека. Простые люди знали великое множество
песен, которые исполняли во время празднеств, восхваляя своих языческих богов и обратившись в католическую веру, они начали сочинять собственные гимны вне церкви, полагая религиозные стихи на старые знакомые мелодии и пели хвалебные песни уже во время празднеств и паломничеств.
Богемские и моравские братья и последователи Яна Гуса придавали такое значение народным формам прославления Бога, что в 1504 году был опубликован сборник церковных гимнов, предназначенный для церковной общины.
Язык и стиль восхваления вновь стали простонародными, но Римо-католическая церковь благословения на это не давала. Мартин Лютер стремился реформировать богослужение, переведя его на язык простых людей.
В письме от 4 октября 1530 года он говорит о том, как она важна: «Я действительно считаю, и не стыжусь сказать это, что после теологии нет искусства, равного музыке». О ежедневном богослужении он говорил: «Лучше всего - устраивать подобную службу, имея в виду молодых и неграмотных людей, которые приходят в церковь».
Мелодии песен Мартин заимствовал из немецких народных песен и даже из церковного гимна, посвященного Марии. Лютер удивлялся, что в светском искусстве «столько прекрасных песен, а у нас в церкви такая скучная дрянь». «Зачем, - спрашивал он, - оставлять все хорошие мелодии дьяволу?».
Иезуит Адам Конзениус сетовал на то, что «Лютеровы гимны разрушили больше душ, чем его писания и речи».
Испанский монах Фома Иисусов замечал: «Удивительно, как эти гимны распространяют лютеранство. Их пели на рынках, на улицах, в поле».
Если представить себе, что мы возьмем популярную песню, которую поют в барах, распевая спиртные напитки, положим на неё христианские слова и предложим исполнить её на ближайшем богослужении, то реакция служителей будет, наверное, негативная. А Мартин Лютер зашел в пивную и, услышав заводную застольную мелодию, взял эту музыку для написания песни для протестантского богослужения - «твердыня крепкая наш Бог, скала не покалебимая», теперь мы считаем эту песню священной мелодией.
С течением времени гимны обрели священный статус и человеческие напевы стали Божьими.
Чарльз Уэсли использовал многие народные мелодии из таверн и опер в Англии. Жан Кальвин нанял двух мирских композиторов-песенников, чтобы переложить свое богословие на музыку.
Королева Англии так зажглась этими «вульгарными» мелодиями, что с усмешкой отозвалась о них, как о «Кальвиновских женевских танцах»!
Песни, которые мы сейчас считаем священной классикой, в свое время подвергались такой же критике, как и современная христианская музыка. Когда впервые была опубликована «Тихая ночь», то Георг Вебер, регент собора в Майнце, назвал ее «вульгарной, вредной и лишенной всяких религиозных и христианских чувств», а Чарльз Сперджен, великий английский пастор, отвергал современное ему богослужебное пение – те самые песни, которые мы воспринимаем с благоговением.
Вероятно, крайне невозможно поверить в то, что «Мессию» Генделя церковники тех дней широко клеймили как «вульгарный театр».
Даже освященное традицией пение гимнов некогда считалось в баптистских церквях «мирским». Бенджамин Китч, баптистский пастор 17-го века, известен тем, что ввел пение гимнов в английские баптистские церкви. Он начал с того, что научил петь детей, потому что им это нравится.
Родителям, однако, не нравилось петь гимны. Они были убеждены, что пение было «чуждым евангельскому богослужению».
В 1673 году он добился согласия церкви, чтобы исполнять, как минимум, один гимн после Вечери Господней, приведя им Библейский прецедент из Марк 14:26.
Все же Китч позволил тем, кто имел возражения, покидать церковь до пения гимна. Шесть лет спустя, в 1679 году церковь согласилась исполнять один гимн в «дни общественного благодарения». Прошло еще 14 лет, прежде чем церковь согласилась, что пение гимнов было уместным на богослужениях.
Но 22 члена церкви Бенджамина Китча ушли в «не поющую церковь». Однако увлечение гимнами охватило другие церкви, и скоро «не поющая» церковь позвала пастора, который поставил условие петь гимны. Можно затормозить прогресс, но невозможно его остановить.
В Америке церковные общины первоначально пели псалмы на медленные, монотонные мелодии. Быстрая музыка считалась дьявольской.
Однако, когда благодаря проповеди Джонатана Эдвардса и Джорджа Уайтфильда начал распространяться огонь обновления, потребовались новые песни.
Эдвардс обратился к церковным гимнам Уоттса, и их влияние на многих людей было таким сильным, что их пели не только в молитвенных домах, но и на улицах, и на паромных переправах.
В 18 веке баптисты, жившие в сельской местности, особенно любили «попсовые» мелодии (сборник баптистских гимнов 1766г). Люди с более утонченным вкусом называли эти песнопения "грубыми", но те хорошо выполняли свое назначение там, где жили люди, осваивавшие новые земли.
Ко времени второго Великого Пробуждения (1795-1830 гг.) для проповедей под открытым небом потребовалось изменить мелодии, так как для людей нового поколения, успевшие уже устареть, гимны не были достаточно бодрыми и жизнерадостными.
В первых десятилетиях XX в. неоценимый вклад в становление и развитие музыкального служения в масштабе двух молодых союзов России - баптистов и евангельских христиан - внес Иван Степанович Проханов. Во времена служения Проханова напечатаны: «Гусли» - 507 гимнов, «Христианские напевы» — 700, «Тимпаны» - 700, «Цимбалы» — 100, «Рассвет жизни» — 100, «Свирель Давида» - 100, «Песни первых христиан» - 101, «Новые напевы» - 75, «Песни Анны» - 30, «Песни глубины» - 20. Ещё не опубликованы: «Песни глубины» - 40, «Песни союза» - 110, «Божьи песни» - 60. Всего песен - 1443, других авторов - 406. Сочинённых И.С. Прохановым - 1037, переведённых — 413, написанных И.С. Прохановым – 624.
 
Проханов И.С. о музыке: «Я начал публикацию журнала «Христианин». Также в это время я смог реализовать другой пункт моей программы, а именно, вопрос издания гимнов.
С великими трудностями и большим риском я подготовил и опубликовал мою первую книгу гимнов «Гусли». Но когда пришла свобода, я использовал это для печатания моих гимнов в соответствии с моим вдохновением и главным идеалом. Хотя я высоко ценил переводы западных гимнов, но всё же думал, что русское Евангельское христианство должно иметь гимны, которые полностью бы соответствовали характеру русского народа и его вкусам.
Я решил включать каждый месяц в журнал «Христианин» новые гимны, написанные на мои слова с музыкой современных композиторов. Для этой музыкальной работы был приглашен брат Инкис, верующий латыш, который был тогда студентом Петербургской консерватории. Я рекомендовал ему использовать некоторые иностранные мелодии для моих гимнов и создать новые в русском стиле, для большинства новых песен.
Я решил, что каждая мелодия должна быть написана двумя методами: в итальянской нотной системе, и также в цифровой. Вторая система была одобрена вместе с первой, поскольку она была проста и понятна для братьев, живущих в деревнях. Каждый месяц журнал содержал один оригинальный гимн с моим текстом и мелодией, подобранной или сочинённой братом Инкисом, в двух нотных системах.
Эти гимны произвели огромную сенсацию среди верующих христиан и многократно стимулировали их переписывать эти гимны для хоров и оркестров в наших Церквах. Они очень содействовали развитию духовной музыки». Из автобиографии: Проханов И.С. В котле России. - 1992г
Удивительно эффективный человек Проханов И.С. и удивительно динамичное развитие музыкального евангельского служения России. Ни намёка на канонизацию своего творчества, ни тени сомнения в необходимости самых современных и понятных именно этой культуре песнопений.
Динамика, современность, эффективность, ритмичность, самая современная аранжировка – это простые характеристики первых евангельских песен России в момент их написания.
Но что произошло дальше? Кокая хитрая подмена? Канонизация … остановка в музыкальном развитии … сакрализация … непонятность в современной культуре – обо всем этом и многом другом читайте в следующем выпуске.
И обязательно будьте благословенны.

Дмитрий Узенцев, специально для  www.protestant.ru

Статьи из этой серии
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №35
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №34
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №33
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №32
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №31
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №30
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №29
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №28
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №27
 Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №26
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №25
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №24
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №23
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №22
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №21
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №20
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №19
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №18
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №16
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №15
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №14
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №13
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №12
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №11
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №10
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №9
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви)  №8
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №7
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №6
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №5
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №4
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №3
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №2
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №1
Похожие статьи
Возможны ли изменения в богослужении?
Готовы ли мы, взять и поменять все в нашем богослужении? Абсолютно всё … Что за вопрос, скажете вы. Зачем все эти перемены, революции? Всё идёт, как идёт. Всё проверено годами, отточено и так привычно....
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №35
Привет вам. Как то грустно мне писать эту статью. Ведь она последняя в нашей рубрике. Да и что еще сказать, когда все уже, вроде бы, сказано? Постараемся в этой статье сделать общий вывод всей рубрике «Кризис...
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №34
Что такое мир между церквами и зачем он нужен вообще? Странный вопрос, скажете вы. Но, к сожалению, на практике все на столько сложно и печально, что иногда у меня возникает вопрос: как может евангельская...
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №33
Привет всем мыслящим в Господе и имеющим ум Христов. Независимым мышлением, имеющим в фундаменте своем учение Иисуса Христа без всевозможных человеческих примесей, могут стремиться мыслить только, по настоящему, зависимые...
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №31
Радости вам! Счастья вам! Праздника вам в Господе! Праздник! Что это за слово такое? Каково его значение? Разве можно в церкви устраивать праздники? Это ж все мирское, душевное … или нет? Можно ли в...
Как стать христианином – Христиане.ру