Мира вам.
Давайте честно приготовимся к ломке мышления.
Тема этого выпуска может показаться совершенно лишней, ведь мы евангельские верующие и не можем опираться на Закон. Это для иудаизма актуально, а мы здесь вроде бы и не причём?!
Однако, тема эта очень важна в контексте нашей рубрики и поможет нам увидеть вектор–направленность в развитии дисбаланса по отношению к благодати. Частично, именно законничество мешает испытать преобразующее влияние Иисуса Христа на литургически традиционное богослужение, т.к. на нём далеко не всегда даётся свобода благодати.
Это не означает, что традиционные евангельские богослужения тождественны собраниям в иудаизме и совершенно ущемляют благодать – ни в коем случае. Мы лишь говорим о греховной тенденции заключать благодать в рамки закона.
Тенденция возврата к Закону
1. Зачем нужен Закон в церкви? Закон показывает нам Божью святость и бескомпромиссность ко греху. Требования, которые он предъявляет к святости нашей жизни, в его бескомпромиссности, в суровых наказаниях за неспособность выполнить его (Исх.21:15-17, 22:20; Втор.22:20-22) очень строги. Знание о Его святости необходимо нам для понимания своей истинной нужды в Иисусе Христе. Закон открывает наш грех (Рим.7:7), но он не имеет силы произвести в нас подлинную праведность. Он "дето водитель ко Христу" (Гал.3:24). Понимая неспособность самостоятельно исполнить требования закона, мы начинаем осознавать значение благодати, делающей нас достойными звания детей Божьих.
Опытный пастор поделился непониманием этих вопросов в свое время: «Я думал, что после того, как избавился от своих первоначальных грехов, я автоматически стал полностью исполнять Божий закон … чувствовал очень малую нужду в благодати … в первой церкви, где я был пастором, в людях не происходило никаких изменений … я думал, что исполняю закон, хотя, оказывается, я просто стал фарисеем! Я сам соблюдал закон лишь до какой-то степени, но при этом я стал очень требовательным к другим».
"Требовательная", "законническая" любовь – это один из показателей законничества в общине.
2. Закон не может сделать нас святыми. Закон не обращается к сердцу, а святость зависит от «чистоты сердечной» (Втор.6:4-5; Мф.22:37-38). Святость, основывающаяся на тщательном соблюдении закона, обычно происходит от ложной уверенности, что христианская зрелость и святость исчерпываются правильным поведением, чему и следовали фарисеи и книжники (Мф.23:23-28).
Духовный рост верующего «христианское законничество» склонно связывать с чтением Библии, добрыми делами, посещением собраний церкви, свидетельством неверующим и молитвой несколько раз в день.
Безусловно, всё это нам заповедано и является средствами для роста в вере. Но эти дела, при концентрации всего внимания на обязанности их исполнить, не могут сами собой произвести в нас святость.
Иногда можно видеть тщательное соблюдение правил, но вместе с этим - недостаток любви к людям. Внешняя «святость», на деле часто оказывается крайне критичной и немилосердной. Результатом становятся повиновение, лишённое любви, и «святые дела», лишённые веры.
В центре Евангелия стоит радикальное изменение изнутри (Рим.12:2; 2Кор.5:17; Иоан.3), но люди склонны основывать свою жизнь и служение на законе, притом собственном - доморощенном.
Закон производит чувство вины, т.к. с ним в принципе «всё или ничего» (Гал.3:10).
Как Божья святость превышает всякое разумение, так и закон превышает наши возможности по его исполнению.
Таким образом, постоянная концентрация внимания на законе производит постоянное чувство вины, которая забирает радость, обращая наше внимание на ошибки, побуждая сомневаться в работе Христа, в силе Духа и усыновлении Небесным Отцом. Сведение упоминания о благодати к минимуму, возлагает на людей в церкви невыносимое бремя. Руководители таких церквей, подобно фарисеям, «чтобы помочь людям выполнять закон Божий», только создают дополнительные законы, правила и обряды.
Когда служитель постоянно говорит о требованиях закона, не говоря о свободе, радости и силе Духа для служения Богу, то добивается повиновения без любви и «святых дел» без веры.
Закон производит гордыню (Еф.2:8-9; Фил.3:4). Те, у кого лучше развиты организаторские навыки и самодисциплина лучше справляются с исполнением закона, что иногда приводит к превозношению их со стороны остальных верующих, но не потому, что их сердца по-настоящему умеют любить, а по причине их большего повиновения правилам. Чувство удовлетворенности за свои достижения (Рим.2:23) не относится к качествам благочестивого человека (Фил.2:1-11; Рим.12:3), и не оправдает перед Богом (Рим.4:2). Хвалимся мы тем, что Господь сделал в нас и для нас (1Kop.1:29-31; Гал.6:14).
Достаточно часто именно такие люди могут выбираться на руководящие посты в литургически традиционных церквах. Настроенные на строгое выполнение правил как в своей жизни, так и во время богослужения, они продолжают следовать по пути пенсельванских Амишей и останавливают естественное развитие богослужения во времени.
Надо заметить, что самодисциплина это хорошо, и я не в коей мере не призываю к противоположному. Моей целью является расстановка акцентов - иногда это следствие силы воли, характера или достижения поставленной цели, а далеко не духовного роста.
3. Жизнь по Закону. «Тщательное соблюдение правил - законничество можно описать, как жизнь, направленную на исполнение определённых правил и установлений, с целью заслужить милость и получить вознаграждение от Бога» Ходерн. Законническое, ограниченное следование правилам с целью получить вознаграждение - это уже больше, чем уважение к Закону.
Если нашей побудительной причиной в богослужении является Закон, выраженный в «непогрешимой традиции», тогда мы будет совершать служение с человеческими мнениями и традициями в центре, а не Богоцентричное поклонение.
4. Дух освобождает нас от Закона. В Мф.5:17 греческое слово «πληρωσαι», переведённое здесь как «исполнить», имеет значение «исполнить» в смысле «завершить», не нарушить пришёл Иисус, но привести Закон к завершению (Рим.7:6; Гал.3:13,24,25), и освободить нас из-под него.
5. Жизнь в Духе. Когда ребёнок не слушается или разочаровывает своих родителей, его могут наказывать, но зарабатывать после покаяния прощение ему не нужно (притча о блудном сыне).
Мы можем общаться со своим Отцом через освобождающую силу Евангелия, через Святого Духа, живущего в нас (Еф.1:13; Гал.4:6; Рим.8:14). Личный духовный рост происходит только в Духе, а не по ветхой букве (Гал.3:2,3,5). Дух показывает нам наш грех (Ин.16:8), мы раскаиваемся в нём и продолжаем двигаться дальше к обновлённой радости. Дух ведёт нас и в богослужении, показывая нам возможности – это приятное путешествие ведёт нас к радости.
Закон в богослужебной практике может предложить нам только рамки, в которых мы можем давать определенное место Духу, что со временем приводит лишь к устареванию рамок, а Закон только «совершенствуется» в правилах и ограничениях.
И со временем любая традиция, остановившаяся в развитии во времени из-за перехода оной в статус закона, приводит к всё большему и большему угашению Святого Духа на богослужении.
Примеров этому великое множество.
Давайте сделаем выводы.Отражение легализма (законничества) можно увидеть в традиционной форме богослужения. Дополнительные правила, постановления и ограничения, имеющие только косвенное отношение к Библии нельзя просто списать на установившуюся традицию, т.к. эту традицию мы пытаемся оправдать, опять же, Библией. При этом, заявляя, что это библейская модель служения, многие критикуют действительно подходящие под библейские описания модели богослужений, называя их либеральными, харизматическими или чувственными. Не понимая сути заблуждений «под одну гребенку» обвиняются и все формы практикуемые на современных евангельских богослужениях.
Невежество и предвзятость, движимые законничеством ведут к сакрализации всего баптистского и евангельского исторического наследия и к тому, что вскоре мы можем превратится в американские общины Амишей, давно отказавшихся от изменения в современных условиях жизни. Оппоненты могут парировать: «Когда христиане между собой не согласны, традиционная точка зрения всегда вернее». Но строго предписывая правила, которых нет в Библии, мы можем впасть в грех, совершавшийся фарисеями (Мк.7:7), и явиться препятствием для понимания в современной культуре и следовательно отталкивать неверующих людей (Мк.2:17).
Сперджен проповедовал службы в лондонском мюзик-холле, отчетливо понимая все упреки со стороны законничества того времени (Рим.12:9). Законничество, аскетизм и обрядоверие - это заменители истинной веры, возникающие как следствие предоставления Духу Святому определённых рамок, за которыми мы Его не воспринимаем – «угашаем».
Понимая то, что состояние организации будет просто увеличенным вариантом состояния её лидеров, миссия организации является продолжением миссии её лидеров, ценности, пронизывающие культуру организации, являются ценностями, проистекающими через людей, которые управляют ею, можно отчетливо понять, что дьявол пытается поразить законничеством умы служителей, и тем самым, сильно ограничить движение Духа Святого в Теле Христовом.
Поклонение происходит во Христе, а не в человеческом общественном, социальном или религиозном институте, будь то РПЦ, ЕХБ или ЕХ… Человек постоянно пытается вернуться в то состояние, где в центре стоит он сам, с его понятиями, ценностями, традициями и постановлениями, а Бога заключить в рамки. Но мы не должны строить заборы между нами и современными людьми на постсоветском пространстве: «ты сначала стань таким же как мы, потом станешь христианином», т.к. эти заборы не дают увидеть и осознать благодать.
Законничество – это религия, в центре которой стоит человек со своими правилами и уставами.
Традиции – это не плохо, но если они становятся более важными, чем желания Бога (см. одну из следующих статей – мышление «Z») и перерастают в закон, то тогда Иисус осуждал их. А как поступим мы?
Дальше, только интереснее и ещё жарче. Заходите. Благословений вам.
Дмитрий Узенцев, специально для Портала www.protestant.ru