Когда речь заходит о традициях, то люди склонны путать её с самой верой во Христа. В истории много примеров, когда совершая эту ошибку, люди были готовы пойти даже на смерть.
Привет всем любящим Господа и Истину Его.
Привет и тем, кто любит Господа, традиции своей Церкви и ту истину, которая совпадает с традициями их общины.
Церкви нужны разные, дабы разные люди находили близкое своему человеческому духу, и начинался христианский поиск в данной системе ценностей и понятий.
Человеку легче раскрыть душу свою перед тем, что может вместить его парадигма, его религиозные и социальные стереотипы. Плохо, конечно, что этот поиск духовный заканчивается, подчас, принятием неких религиозных норм и традиций (Гал.3:3), а серьезного духовного роста и познаний Истины за этой плотской точкой не последует.
Сегодня мы поговорим о вопросах, которые имеют прямое отношение к практике богослужения. Но перед этим небольшим исследованием расскажу вам историю двух годовалой давности.
Однажды на заседании братского совета в церкви X в городе Y прозвучало предложение к пресвитеру Церкви: «давайте уберем пресвитерский стол со сцены». На что последовал короткий ответ пастора: «пока я пастор в этой церкви, стол будет на своем месте. Сначала вам придется убрать меня …». Вот такая грустная быль. Итак, поехали.
Богослужебное пространство
Иисус почитал храм (Мф.21:12-17; Мк.11:15-17; Ин.2:14-17) и это бесспорный факт.
Иисус сам утверждал божественное учреждение храма, называя его «домом Отца Моего» (Ин.2:16).
Ревность Иисуса по дому Отца (Ин.2:17, Матф.21:13) выражалась в том, чтобы храм действительно был домом молитвы, а не местом для личных дел.
Синагога, возникшая при Вавилонском пленении, к первому веку прочно обрела статус центра религиозной и социальной жизни иудейской общины. Перед разрушением храма римлянами в 70 г. синагога и храм распределяли между собой основные задачи.
В иерусалимском храме основные цели состояли в том, чтобы совершался закон, исполнялись обряды, приносились жертвы. Синагога, в свою очередь, восполняла территориальную удаленность от храма, жажду по изучению закона, полемик, оценки разных иудейских учений, а так же простую самоидентификацию как еврея.
Христос учил и исцелял в синагогах (Мф.4:23;9:35,13:54; Лк.4:15,6:6,4:16-21), но осуждал лицемерие книжников и фарисеев, проявляющееся в показных обрядах (Мф.6:5, Мк.12:39…).
Необходимо заметить, что до определенного момента, Иисусу не представляло никакого труда зайти в любую синагогу и начать учить. Это показательный момент. Иудеи верили в то, что обитель Господа была только в Иерусалиме. А синагога – это место размышлений о законе, место где любой еврей мог поделиться своим мнением или комментарием на Святые Писания. Синагога не была обременена правилами и обрядами, так как иерусалимский храм. Скорее это был клуб любителей размышлять о законе, т.к. полноценное поклонение Богу, с соблюдением Закона, возможно было только в Иерусалиме.
Самые первые христиане в Палестине придерживались основных традиций иудейского почитания храма (Деян.2:46,3:1,5:12,21,42), но сразу же выделились два вида собраний: формальное храмовое и собрание в частных домах (Деян.20:7).
Слова Стефана (Деян.6-7), утверждающие невозможность ограничения Бога каким-либо сооружением, ознаменовали новую эру богослужения. Места собраний более не являются жилищем Бога и Он не обязан присутствовать и открываться людям только там (Ис.66:1-2). В дальнейшем именно собрания в частных домах формировали новый тип богослужения, более насыщенный непосредственно христианскими элементами(Рим.16:4-5; 1Kop.16:19, Кол.4:15; Фил 2 …).
Во II-III вв. богослужения преимущественно проходили в частных домах …
Только в III в. христиане стали целенаправленно строить специальные дома для своих собраний (
см. статью № 5).
В словах Христа (Ин 4:21-24) прослеживается революция в самом смысле поклонения, ведь теперь не само поклонение волнует Бога, а мы – поклонники со своим искренним сердцем, не зависимо от форм и местонахождения богослужения.
Поклонение, которого желает Бог, это не поклонение, застывшее в священных зданиях, привязанное к определенному преданию или обряду. Это живое служение, всегда по-новому откликающееся на зов Бога, Который есть Дух и дышит где хочет. Мы видим, что в Новом Завете отсутствует четкая структура организации богослужения (
см. статью № 4) и его пространства (домашние группы), т.к. ни Бога, ни первых христиан это не волновало.
В связи с вышесказанным, попробуем оценить ситуацию в молитвенном доме литургически традиционной церкви. Крест, не везде, но часто считается кощунством: «все равно, что гильотину установить», хотя он напоминает и об искуплении людей посредством смерти Иисуса Христа на кресте, о воскресении и победе Его над смертью. Это символ христианства во всем мире, не зависимо от местечковых христианских философий.
Храмовая эстетика и церковное художественное искусство с его символизмом не переходящим в возможность поклонения ему (картины, витражи, фрески, настенные и потолочные росписи, художественный свет …) с учетом истории христианства, межполушарной асимметрии мозга (
см. статью № 24), культуры (
см. статью № 14) и Z-мышления (будущая статья) при честном анализе вопроса (
см. статью № 7) дадут перемену в традиционном мышлении, о которой мы не можем подробно порассуждать в виду ограничений по объему данной статьи.
Зрительное восприятие атмосферы зала богослужения должно быть на языке искусства понятного в современной культуре, иначе в нем нет смысла и это уже религиозный музей.
Вот некоторые воспоминания о времени Златоуста, когда церковь стала государственной и отступила от простоты поклонения (
см. статью № 5): «В апсиде располагалось место епископа, подобающее его достоинству … впереди от него стоял священный стол, а пространство алтаря охранялось от напора толпы алтарной перегородкой - это были каменные брусья, лежавшие на высоте пояса или груди на невысоких колоннах; точно так же охраняли императора и магистратов». Ничего не напоминает? Абсолютно светская, лицевая часть помещения судопроизводства и мероприятий императора перешли в церковное устройство и скоро стали алтарной частью храма.
Коммунисты переняли общемировую форму судебных заседаний, но, к сожалению, евангелисты и баптисты тоже пошли по этому пути. Отвлекающую «алтарную часть» необходимо убрать по причине возврата к простоте во Христе и стремлении к всеобщему священству (
см. статью № 2), а ни к культу служителей. Долой фетиши со сцены. На сцене не должно быть ни чего, кроме того, на что должно быть обращено внимание людей в данный момент. Даже большая кафедра отвлекает от многих действий.
Все внимание должно быть направлено на Бога и на то действие, которое ведет к поклонению Ему. Кафедра в храме – это и эстетически и функционально полезное изобретение, но надо понимать, что не христианское. Это всего лишь трибуна известная из далекой древности и используемая языческими философами.
Соответственно приписывание ей, каких либо, мистических функций (
см. статью № 13): «место покаяния и молитвы, место святое, алтарная и не движимая часть» - это всего лишь наследственность, перешедшая от «ортодоксального» понимания устройства храма. Современные и мобильные кафедры, которые не отвлекают от общения с Господом в разных «чинах» богослужения, не связанных с проповедью, ни чуть не менее «святы».
Восседание братьев на сцене – это умилительное зрелище, переносящее нас на машине времени на несколько десятилетий назад. Коммунистические партсобрания не могли не оставить отпечаток на евангельских христианах и баптистах. Строгий и серьезный взгляд пастора на всю общину – это отдельная серьезная тема и явно противоречащее евангельскому богословию наследие молокан.
Разделение на мир и клир даже зрительно не должно иметь место в евангельской церкви.
Пространство богослужения должно соответствовать современным требованиям и запросам окружающего населения (
см. статью № 14).
Стеклопакеты и сплит системы это уже норма современного мира, а значит эти элементы комфорта, по возможности, будут только способствовать усвоению информации.
Комната для мам с маленькими детьми за зеркальным стеклом, с хорошим обозрением того, что происходит в зале богослужения необходима в современной церкви. Когда мне удобно и ничто не отвлекает, то я эффективней воспринимаю информацию и поклоняюсь Господу.
Свето-проектор и качественный звук – это простая необходимость, без которой современный мир и не мыслит какого либо мероприятия. Не стоит создавать искусственные барьеры для неверующих, пренебрегая такими простыми принципами. Приятный запах необходим, чтобы задействовать один из органов восприятия человека.
В РПЦ этот вопрос решён елеем и воскурением благовоний.
Не стоит обезьянничать, но современные способы придания воздуху приятного запаха, это не так уж и трудно. Влажность воздуха, система вентиляции, хорошее освящение, не напрягающее глаза – все это создает у человека впечатление уважения к себе и, соответственно, располагает.
Меняющийся декор сцены и зала создает так необходимое элементы неожиданности и праздника. Мудрость понимает, что не стоит спорить с очевидным, а лучше поразмыслить над этим. Глупость будет умирать за свою традицию, не имеющую отношения к Писанию. Такова уж её участь. Все в богослужебном пространстве, что соответствует определениям отвлекающее, не комфортное, не способствующее привлечению не верующего человека должно быть удалено как отмершие традиции. Традиция – это не плохо, а даже иногда хорошо. Они были, есть и будут всегда. Но надо зарубить себе на носу, что любая традиция живет только в свое время.
Утрачивая смысл с ходом истории, традиции подлежат замене на такие же истинные, но понятные в современности. Иначе традиции накручиваются одна на другую и заслоняют чистую, живую и простую евангельскую веру во Христа.
Обязательно оставьте свой комментарий ниже в форуме.
Благословений вам и, даст Бог, спишемся на следующей неделе.
Дмитрий Узенцев, специально для www.protestant.ru