Главная>Новости>Аналитика>Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №15

Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №15

Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №15
Тема №15:Церковная музыка.
21.06.2011

«А может не надо» - сказал один догадливый медведь. У меня сейчас похожие чувства.

В христианстве, наверное, нет более противоречивой темы, чем музыка.
Есть поговорка такая в протестантской среде: «хочешь поссорить верующих, подними вопрос о музыке».
Как бы не хотелось уйти от этого вопроса, но к сожалению, не получится.
В этом выпуске мы поговорим о классической европейской музыкальной гармонии, инструментах новозаветного периода и некоторых тенденциях в музыке прошедших эпох. А в следующем выпуске мы продолжим эту тему и поговорим о современной музыке.
 
Церковная музыка (№15)
Во все времена, вопрос о музыке вставал «ребром». Разные эпохи приносили свои новшества в музыкальную культуру вообще, и Церкви в том числе. В разные времена появлялись люди с новой музыкальной идеей в стремлении послужить ко благу Церкви. Они сделали большой вклад в развитие церковной музыки. Много находилось и тех, кто свое мнение ставил выше честного исследования данного вопроса и доверия Богу.
 
Классическая музыка
Может быть, высшая форма музыки на сегодняшний день – это следование классической европейской гармонии? И мы не должны опускаться до художественного и исполнительского уровня, который нравится большинству. А музыка с простой гармонией плоха?!
Был ли «Эдельвейс» в «Звуках музыки», по сравнению с пятой симфонией Бетховена, недостаточно хорош, когда Кристофер Пламмер пел эту песню под аккомпанемент простой гитары, выражая патриотические чувства австрийского народа, застигнутого врасплох фашистами? Если в Церкви годятся только высшие формы искусства, то придется считать, что греческий язык Нового Завета (простонародный) не соответствует литературной норме в сравнении с классическим греческим языком, который и предпочитали образованные и утонченные люди. Точно так же та музыка, которую во времена Ветхого Завета использовали для сопровождения псалмов, не отвечала бы нормам гармонического богатства классической европейской музыки.
Предположим, что вся христианская музыка должна подчиняться европейской музыкальной гармонии, а синкопированные ритмы, слабые доли, смена такта, это просто «безвкусица». Но Восток, Азия, Африка, Латинская Америка, острова, и т.п. какое место занимают в эволюционном развитии музыки? У них просто совершенно разные эволюционные линии музыкального развития. Определенный тон и звуковая шкала звучит приятно уху азиатов; другие тона и звуковые шкалы звучат приятно для уха жителя Среднего Востока. Африканцы любят другие ритмы, чем латиноамериканцы. Индейцы племени «Аука» вплели в свою музыку замысловатый узор барабанных звуков. Если бы член этого племени устанавливал критерий «хорошей» музыки, он почти наверняка счел бы западную музыку весьма примитивной, поскольку в ней практически нет партий для ударных инструментов. Как мы будем оценивать поэзию псалмов? Ведь в еврейской поэзии стихотворный размер значительно отличается от наших стандартных размеров, а рифмы нет вообще. Настаивать на том, что вся «хорошая» музыка была написана в Европе 200 лет тому назад и далее – это культурное высокомерие. Для такого мнения нет, конечно же, никакого Библейского основания. Этноцентризм сегодня захватывает христианскую культуру, в том числе и музыкальную.
 
Примечание: этноцентри́зм (греч. ἔθνος — народ, племя, лат. centrum — центр круга, средоточие): механизм межэтнического восприятия, заключающийся в склонности оценивать явления окружающего мира сквозь призму традиций и норм своей этнической группы…
 
Об истинно хорошей музыке должны судить в рамках определенной формы те, кто понимает и ценит её с профессиональной и не ангажированной точки зрения, а не предрассудком и традицией руководимые верующие, и даже если они музыканты. Разные направления музыки могут оцениваться только с точки зрения оценки качества произведения внутри стиля или направления, но не как ни вкусом и предпочтением музыканта ангажированного каким либо направлением в музыкальной культуре. Музыкальные формы богослужения не должны быть движимы вкусами и предубеждением руководителей, а только драгоценностью души человеческой для Бога, т.е. тем, на сколько действенна будет композиция для современной культуры россиян. Никакой вид музыки не может одинаково выполнять свое назначение во всех культурных и истерических контекстах. К сожалению, Церковь, пропитанная страдальческим менталитетом (молоканским, менонитским) самобичевания всегда склонна сокрализовывать и канонизировать все старое и чинить препятствия всему новому. Предлагаю вам к размышлению некоторые высказывания (их гораздо больше) современников классической музыки более поздних ценителей оной, дабы поняли мы, что всегда всё новое подвергалось нападкам – так уж не совершен человек, что всегда ругает то, что не понимает или то, что не соответствует его привычкам.

*"Вы слышите мешанину из звуков, множество различных частей, громыхание гармоний, нестерпимое для уха. Один поет в быстром темпе, другой - в медленном; один голос поет верхние ноты, другой - низкие; и - словно этого мало - третий остается посередине, между ними... Даже при самом благом намерении, как можно видеть свет в этом хаосе?" (Артузи о Монтеверди, 1608)

*"Три части ля-мажорной симфонии Бетховена не имеют общего плана, беспорядочны, полны резких и неприятных сочетаний" (1823).

*"Ни формы, ни общего замысла, ни ритма, ни симметрии" (д`Ортриг о Вагнере, 1861).

*"Я услышал непрерывный поток звуков и не находил ни общего замысла, ни формы, ни основной темы, ни акцентировки"(1902).

*"Бессмысленные сгустки нот...совершенная ерунда" (Ф.Кродер о Шёнберге, 1915).

*"Признаки буйного умопомешательства, касаться которых мыслящее искусство считает ниже своего достоинства... Дух омерзительного уродства уничтожает конечную интеллектуальную зависимость самой гармонии... Период глубочайшего музыкального упадка... в котором бесстыдно и открыто признают Шёнберга и Стравинского с его бормотанием кретина" (Ратленд Бафтон, 1922).

 
Церкви необходимо признать, что нет конкретного «духовного» стиля музыки. Музыку освящает звучащее в ней Слово.Музыка – это ни что иное, как гармония нот и ритма, но духовным делают пение слова. Нет такого понятия, как «христианская музыка», есть лишь христианская лирика. В течении двух тысяч лет Святой Дух употребляет для прославления Бога разнообразную музыку. Нужны всевозможные Церкви, которые используют всевозможные музыкальные стили для привлечения всевозможных людей. Настаивать на том, что один конкретный стиль музыки – священный, это идолопоклонство. Уж простите за прямоту меня грешного. Фетиш – он и есть фетиш, даже если это музыка (см. статью №13).
В 1551 году Луи Буржуа был арестован и заключен в тюрьму за то, что без разрешения изменил мелодии некоторых псалмов, хотя немногими годами ранее, сам написал их и был признан только за то, что это имело евангелизационный успех в Европе. В Средние века церковные музыканты верили, что в увеличенный терцквартаккорд вселился дьявол, тем не менее именно с того времени этот аккорд широко использовался в церкви. В другие эпохи чувственными считались терции и сексты, и потому их не разрешали использовать. Позднее отвергали синкопированный ритм ударных, который вызывал ассоциации с эпохой рэгтайма.
В своё время отлучали музыку Баха и многих других композиторов от церковного исполнения за простое не соответствие принятым традициям в написании органной музыки. Сегодня данная тенденция ни на каплю не изменилась в традиционно литургической церкви. И, под час, только канонизированные мелодии имеют статус духовных. Остальные, если повезёт, могут быть допущены только до сольного исполнения, и то только в скромной аранжировке, да с замедлением ритма.   
 
Музыкальные инструменты в новозаветный период
Об органе сегодня просто мечтают большинство из литургически традиционных протестантских церквей. Но когда-то этот языческий инструмент, по происхождению, вполне серьезно придавали «анафеме». Орган произошел от "гидравликона" - водяного инструмента третьего века до рождества Христова. На нем играли во время цирковых представлений и гладиаторских боев. Возможно и при казнях христиан на арене. Лишь в 13 столетии на нем стали играть во время мессы, но даже тогда не обошлось без критики. В 1524 году магистрат Женевы вынес постановление о запрете игры на органе, и в последующие годы органы уничтожали. Пресвитериане стали использовать орган не раньше, чем это разрешила официальная церковь (1866г.). В Новом свете первые пуритане пришли бы в ужас от одной мысли, что в их церкви есть орган. Знаменитый Коттон Матер (1663-1728), пастор северной церкви Бостона и плодотворный писатель, заявлял, что «если разрешить игру на органе, то потом допустят другие музыкальные инструменты, а там - пляски!». В 1524 году Цвингли запрещал играть на музыкальных инструментах, вызывающих ассоциации с католичеством. Жан Кальвин (1509-1564) полагал, что во времена Ветхого Завета на музыкальных инструментах играли только потому, что народ Божий был в младенческом возрасте. Сегодня фортепьяно кажется довольно безвредным, однако в 19 веке немногие церкви стали бы обсуждать такой мирской инструмент! В 18 веке моравские братья признавали многие инструменты, но отвергали скрипку. Она напоминала им о танцах, и её называли "дьявольской".
Простота и свобода во Христе (Гал.2:4), как видно из вышесказанного, помогала верующим во все времена использовать самые современные инструменты и доступные людям музыкальные стили, а невежество или традиционализм всегда выставляли заборы для неверующих в христианском творчестве, делая его скучным, архаичным и непонятным для грешников. Надеюсь, сейчас стало понятно, что христианских или духовных инструментов не существует. А читая псалмы с перечислением самых современных инструментов того времени, понимаешь, что деление музыкальных инструментов на духовные и нет – это не от Бога, а скорее от другой личности, которой выгодна канонизация, обрядность и превращение Церкви в религиозный музей. Мы читаем в книге Псалтирь, что на Библейском богослужении употребляли звучные кимвалы, громкие трубы, громогласные ударные и струнные инструменты. По моему, эта музыка звучит вполне современно!
В следующем выпуске мы продолжим наше размышление о церковной музыке и поговорим о современной музыкальной культуре. Будет интересно. Наберитесь терпения и заготовляйте камни заранее – диспут предвидится очень серьёзный. Благословений вам возлюбленные Иисусом Христом.

Дмитрий Узенцев, специально для  www.protestant.ru

Статьи из этой серии
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №35
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №34
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №33
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №32
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №31
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №30
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №29
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №28
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №27
 Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №26
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №25
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №24
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №23
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №22
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №21
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №20
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №19
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №18
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №17
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №16
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №14
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №13
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №12
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №11
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №10
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №9
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви)  №8
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №7
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №6
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №5
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №4
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №3
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №2
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №1
Похожие статьи
Возможны ли изменения в богослужении?
Готовы ли мы, взять и поменять все в нашем богослужении? Абсолютно всё … Что за вопрос, скажете вы. Зачем все эти перемены, революции? Всё идёт, как идёт. Всё проверено годами, отточено и так привычно....
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №35
Привет вам. Как то грустно мне писать эту статью. Ведь она последняя в нашей рубрике. Да и что еще сказать, когда все уже, вроде бы, сказано? Постараемся в этой статье сделать общий вывод всей рубрике «Кризис...
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №34
Что такое мир между церквами и зачем он нужен вообще? Странный вопрос, скажете вы. Но, к сожалению, на практике все на столько сложно и печально, что иногда у меня возникает вопрос: как может евангельская...
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №33
Привет всем мыслящим в Господе и имеющим ум Христов. Независимым мышлением, имеющим в фундаменте своем учение Иисуса Христа без всевозможных человеческих примесей, могут стремиться мыслить только, по настоящему, зависимые...
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №31
Радости вам! Счастья вам! Праздника вам в Господе! Праздник! Что это за слово такое? Каково его значение? Разве можно в церкви устраивать праздники? Это ж все мирское, душевное … или нет? Можно ли в...
Как стать христианином – Христиане.ру