Благодать вам и мир. Сегодня порассуждаем о переменах, произошедших в первые четыре века и о их влиянии на современную ситуацию в богослужебной практике. Для этого разобьём наше размышление на два исследования – доникейский период и посленикейский период.
Богослужение первых четырех веков
К сожалению, мы не можем досконально проследить развитие богослужения во II и III вв. по причине малого объема дошедших до нас письменных и археологических источников. Но, всё же некоторые письменные свидетельства сохранились. В раннехристианском памятнике «Дидахе» (датируется 1й половиной II в.) мы находим небольшое описание евхаристической благодарственной молитвы над хлебом и вином, которая описана, скорее как образец, нежели как зафиксированный канон. В конце этого же описания содержится указание о том, что пророки могут благодарить «сколько они хотят». Архимандрит Киприан (Керн) приходит к выводу, что, в основе своей, богослужебная практика «Дидахе» является еврейской застольной молитвой.
Существует раннее внешнее свидетельство о христианских собраниях, принадлежащее Плинию Младшему, бывшему в 111-113 гг. легатом императора Траяна в провинции Вифиния и Понт: «Они имели обычай в определенный день собираться на рассвете и читать, чередуясь между собою, гимн Христу как Богу, и что они обязываются клятвой не для какого-либо преступления, но для того, чтобы не совершать краж, разбоя, прелюбодеяния, не обманывать доверия, не отказываться по требованию от возвращения сданного на хранение. После этого они обычно расходились и вновь собирались для принятия пищи, однако обыкновенной и невинной». Из самого отрывка следует, что христиане собирались в определенный день, пели гимны, слушали наставления и имели совместные трапезы.
У Иустина Философа мы находим сведения о литургии II в. На основании его «1 Апологии» (65-67 главы) и «Разговора с Трифоном Иудеем» (41 глава) мы делаем выводы: «Богослужения происходили по воскресеньям («в так называемый День Солнца»); собрания имели следующую структуру: чтение Писания («сказания апостолов или писания пророков») и проповедь, общие молитвы, братское приветственное лобзание, приношение хлеба, вина и воды, над ними совершается благодарственная молитва, причащение.
Одним из основных исторических документов можно считать трактат Ипполита Римского под названием «Апостольское предание». Здесь следующая структура: благодарение; «установительные слова» и воспоминание об искупительном подвиге Христа; призыв Духа Святого на элементы причастия (новый компонент), по сравнению с более ранними текстами. Во II и III вв. богослужебная практика христиан отличалась известной простотой и непритязательностью, что очень хорошо подходило для богослужений в домашней обстановке. Свобода действий, не закостенелость форм и раскрепощенность, были визитной карточкой христиан. К сожалению, в этот период закончилось «богослужение свободы во Христе» и начала набирать обороты «обрядовая символико-аллегорическая литургия».
Богослужение в «посленикейский» период меняет свои очертания.Во II-III вв. богослужения преимущественно проходили в частных домах. Однако уже в III в. христиане стали строить специальные дома для своих собраний. Решающее влияние на развитие литургии оказало принятие христианства в качестве государственной религии и вовлечение в церковную жизнь римской знати, в том числе императорского двора. Главным источником формирования богослужения стал придворный, императорский церемониал, который составлял важную черту эллинистических монархий. Торжественность, даже сокральность, императорских мероприятий объяснялась священным статусом вначале языческих, а затем и христианских самодержцев. Торжественные процессии становятся одной из типичных черт византийского богослужения: Святые Дары, алтарь, входы, выходы, перемещения священства и всей молящейся общины, ритуальные жесты. Чин пения усложняется, расцветает гимнография - все усложняющая система церковного пения. Служители церкви быстро превратились в государственных чиновников. Элементы церковного облачения происходят от официальных одеяний сенаторов и консулов поздней Римской империи.
А.Ф. Лосев, говоря про неоплатонизм утверждает: «во всей античной философии никогда не существовало школы, которая в такой мере проводила бы в своем мировоззрении принцип иерархии». Новые римские граждане, войдя в состав церкви, привнесли мистериальный и неоплатонический тип мышления. Византийское богословие усвоило у неоплатоников равнодушие к истории,потерялось новозаветное эсхатологическое напряжение, спасение понималось как восхождение души к Богу, появляется традиция символико-аллегорического толкования богослужения и происходит разделение богослужения на мирян и клир.
Внешние формы богослужения, эффективно доносящие его суть, не должны канонизироваться и абсолютизироваться. Ни простота, ни сложность, ни аскетизм, ни торжественность, ни консервативность или традиционность богослужебной практики не являются самоценными, а должны оцениваться в соответствии с тем, насколько удачно они передают суть христианской веры в данном культурном дискурсе. Сейчас, протестантская литургически-традиционная церковь, отойдя от обрядности православной и католической церкви, думает что исполняет по воскресеньям новозаветное – библейское богослужение, хотя по факту, так же во многом остаётся заражена мистериальным и неоплатоническим типом мышления, отражающимравнодушие к своей истории и привнесение светской иерархии во всю структуру богослужения. Следующую «улыбчивую» статью пропускать не стоит.