Любви вам всем от Господа. Особенно ко мне «грешному».
Ведь этой статьёй, впрочем, как и всей рубрикой, я наживаю себе «доброжелателей». Но истина для меня слишком дорога, чтобы жертвовать ей, угождать людям и быть для всех хорошим парнем.
Искренние исследователи данной темы наверняка оценят этот материал.
А те, кто не может трезво смотреть на отражение и видит всё преломлённым в «призме святой традиции» и конфессиональной предубеждённости, просьба: хорошо подумайте нужно ли вам читать дальше? Может лучше спокойно продолжить своё духовное развитие в том, во что вы свято верите и не опускаться до спора со мной грешным???
Наберём воздуха полной грудью, сосредоточимся и приступим к исследованию по честному, да по взрослому.
Тенденция «фетиша» (№13)
Фетиш, фетишизм— термины сравнительного изучения религии, ведущие свое начало от португальского слова "feiti ç o" (латинское factitius — волшебный, чудодейственный). В Португалии так называли реликвии святых, чудодейственные четки и тому подобные религиозные талисманы.
Позже добавились к этому понятию талисманы чернокожих. После термин перекочевал в французский, немецкий, английский, а в качестве обобщающе научного, впервые ввел его в 1760 г. де Бросс, дав ему более широкое значение: «все, что человек выбирает объектом поклонения.
Ограничил значение Тайлор, считая фетишизм лишь второстепенной отраслью анимизма, именно учением о духах, воплощенных в вещественных предметах, или связанных с ними, или действующих через их посредство. Термин характеризует не отдельную стадию религии, и не психологическую категорию фактов, а совокупность отдельных неодушевленных предметов составляющих в том или ином смысле объект культа.
Моисей попытался обуздать поклонение фетишам у евреев, дополнив вторую заповедь древнего даламатийского кодекса. Генезис фетишизма очень сложен, в общем, он кроется в анимистическом воззрении на природу, но высшей формой фетишизма является та, сила объекта которой заключается не в нем самом, а во вселяющемся в нем духе-божестве или же в силе, приобретенной через его посредство.
Есть фетиши, которые не обладают ни самостоятельным, ни вселившимся духом, а получают силу лишь вследствие близости их или отношения к тому или другому божеству или священному предмету и приобретаемого таким образом табу.
Отражение тенденции «фетиша» в богослужебной практике
Выше я указал краткое описание того, что такое фетиш и откуда это понятие произошло. А теперь перейдём к нашему исследованию. Внимательно посмотрев на многие предметы в литургически традиционном евангельском богослужении, в контексте вышесказанного, и подсознательное табу на их обсуждение, невольно задумываешься об их актуальности на сегодняшний день.
Мы много говорим о фетишах Русской Православной Церкви, таких как иконопоклонничество, поклонение мощам или культу мёртвых. Это конечно большие фетиши и на это достаточно мест Писания. В Евангельской Церкви, конечно, нет настолько грубых подмен библейских понятий, но более тонкие формы фетишей, всё же, можно увидеть.
С кафедрой многие сегодня неразрывно связывают покаяние, рождение свыше, проповедь Слова и т.п. Она приобрела статус алтарной части и для многих отказ от неё равносилен уходу в ересь. Феномен этот интересен тем, что кафедра – это изобретение не христианское и не иудейское. Она известна с древности во многих языческих религиозных и имперских церемониалах.
Основной смысл её это возвышенное место, с которого можно говорить не важно кто ты – философ или полководец. У христиан мы не видим упоминаний о кафедре, впрочем как и о домах молитвы. Причина проста – не было у них таковых. И не было их почти три века.
Появились и получили распространение они только после проникновения в христианство имперского церемониала, перешедшего по наследству из языческой практики выходов и присутствия «божественных императоров» (см. одну из следующих статей «богослужебное пространство» №28).
Во многих литургически традиционных церквях за истинное покаяние почитается только произошедшее около кафедры. И даже если человек покаялся в другом месте, он не применено должен выйти на это место и «засвидетельствовать» его в молитве.
Проповедника посмевшего выйти из-за «святого святых» непременно вернут на место в лучшем случае, а в худшем проповедь прервут.
Для простого верующего быстро происходит сакрализация данного предмета. Можно возразить «кафедра не фетиш». Это просто проверить – уберите её и вы всё поймёте. Или замените её на стеклянную, или поставьте простой пюпитр для удобства. Если поклонение вашей общины будет таким же целенаправленным к Богу и данное происшествие ни как не повлияет на вас, то это действительно для вас просто стойка – пюпитр и ни каким фетишем для вас она не является.
Местонахождение хора в алтарной части создаёт определённую форму поклонения. Созерцание Бога идет не только через музыку, но и через зрительное восприятие происходящего.
Общение с Богом прочно соединилось у многих в сознании с умилением от созерцания пышности хора, старательных выражений лиц и т.п. Хотя, даже в РПЦ, хор стараются убрать в зрительно недоступные места, т.к. сами поющие не должны отвлекать прихожан от внутреннего созерцания Господа и освящения перед Ним.
Возражение «это традиция» правильное, но разве традиционные моменты не могут быть фетишем. Один мой друг пастор однажды убрал хор на балкон, воспользовавшись своим политическим весом в общине. Возмущению общины не было конца и всё вернулось на круги своя. А он потом мне в доверительной беседе заявил: «народ потребовал иконостас обратно …». Поймите меня правильно. Я не против хора. А лишь хочу дать пищу для размышления. Всё что заслоняет наше поклонение Богу и без чего мы его себе не представляем – это фетиш.
Хор – это хорошо, но если во время пения хора община не научена искренно поклоняться Богу, и внимательно в своём сердце не слушает Божье послание, которое содержится в песне, то это уже концерт духовной музыки. Можно возразить: «но людей же касается?!». Действие Духа, слава Богу, не всегда зависит от людей. Но на нас лежит ответственность – не мешать его действию, а наоборот, создавать все условия для Его действия.
Тенденция приписывания «богодухновенности», «непогрешимости» и уникальности сборника духовных гимнов «Песнь Возрождения» (и ему подобных) и запрет на все, что туда не успело войти (около 50 лет назад) из-за более позднего написания, просто пугает. Таким образом, мы идем по пути РПЦ, к приобретению своих собственных «текстовых святынь», даже если они полны ошибок разного рода (о чём мы поговорим позже в ст. №18). Однажды у меня была беседа с одним очень духовным хранителем традиции. Она была на тему написания мной песен в «не духовном музыкальном стиле». Диалог не мог продолжаться с моей стороны после «очень веского» аргумента обвинителя: «все боговдохновенные песни уже написаны, видишь сколько их много (демонстрирует Песнь возрождения)?». После такого логического аргумента я даже и не нашёл что сказать.
Когда человек говорит о своём фетише, логику употреблять бесполезно. Один мудрый старец, попав на богослужение в современную евангельскую церковь и услышав там не привычную для себя современную музыку, сказал интересную фразу. Его сын там был пастором – это славная династия Воробьёвых. Так вот, на вопрос сына: «ну как тебе музыка папа», тот ответил: «молодцы, здорово играют, хорошие музыканты, но это не моя музыка». Ответ был честным. Пожилой человек не говорил о своём фетише, он говорил о привычках, которые уже не способен изменить в силу своего возраста. Большая разница между традицией и фетишем. Первая подлежит пересмотру со временем, а фетиш это уже идолопоклонство. Ведь без него человек уже не сможет полноценно поклоняться Богу.
Надеюсь, вы сейчас пытаетесь трезво понять мою мысль, а не начинаете трястись опьянённые недовольством и осуждением.
Красный уголок пастора и «восседание членов полит ЦК» на сцене имеет очень понятное происхождение, т.к. культура Церкви не минуемо впитывает окружающую культурную составляющую общества – это естественный процесс. Но сакрализация этой традиции, когда в обществе она уже давно не актуальна – это фетиш. Иначе, если я ошибаюсь, уберите всё со сцены и вы увидите последствия в возмущённых прихожанах, которые в своём сердце не разделяют веру во Христа и эту, вроде бы, нейтральную традицию.
Расположение «святого святых» - братской, непременно около сцены, так же навеивает ассоциации толи с коммунистическими собраниями и комитетом на сцене за столом, толи с православным выходом из святого святых …
Множество предметов и форм, при внимательном рассмотрении, из хорошей традиции начала и середины прошлого века, со временем, переходят просто в фетиши, т.е. сокрализовываются в сознании верующих.
Дымковские платки сестёр или платки полоски – это далеко не древне восточное покрывало и ангелам не надо видеть обязательный символ на голове верующей. Мне думается, что они смотрят не на платки, а на сердце. Контекст Писания (1Кор.11) преследует весьма определённую цель, в которую не входит ношение платков вообще. Мужу надо быть послушным, дорогие мои сестры. Павел использует культурную составляющую, чтобы решить конкретную проблему Коринфян. Исторический дискурс слишком объёмный, поэтому мы его затрагивать не будем. Современным аналогом платка является обручальное кольцо и не более того.
Спекуляции здесь совершенно не уместны. Только если вы не защищаете свой фетиш? Если вы без платка не можете поклоняться Богу, то … , а если можете, то ваше литургически традиционное богословие уже не работает.
Внешне «аскетичное» убранство храма, «особо святая» одежда верующих не смотря на температуру (особенно на юге) и многое и многое другое. Вам дан инструмент, а дальше вы и сами можете распознать - где здоровая традиция, а где уже фетиш???
Необходимо задуматься над вопросом: «что является «фетишем» на нашем богослужении и уже требует срочного вмешательства в умы верующих со стороны апологетов веры и противников всяких форм идолопоклонства, и даже таких культово-изощрённых?
Отговорка типа: это всё не принципиально и не важно, не совсем искренняя. Удаление от простаты во Христе всегда было важно и принципиально. А множество разных, на первый взгляд не принципиальных, моментов в сумме дают ту проблему, которую мы и имеем на сегодняшний день.
Для «апологетов литургически традиционного практического богословия» хочется заметить, что нет в этой статье идентификации вашего богослужения как идолопоклонства. Не искажайте информацию. Мы лишь говорили о серьёзной тенденции, векторе в заблуждение и не более того.
Этой статьёй мы закончим раздел под названием «влияние на формирование парадигмы традиционного богослужения», но рубрика продолжается и мы переходим от теоретических размышлений о причинах проблемы, к более практическим вопросам и выводам. Через неделю спишемся. Обязательно будьте благословенны.
Дмитрий Узенцев, специально для Портала www.protestant.ru