Радости вам в Господе.
Начиная такую сложную рубрику, испытываешь смешанные чувства. С одной стороны хочется призвать всех христиан к миру и прямо сейчас закончить эту тему, чтоб не вызвать огорчение от разницы во мнениях и предотвратить множество споров.
С другой стороны хочется кричать о проблеме, предоставить евангельским христианам холодный душ, чтобы верующие вспомнили о своём предназначении в этом мире и перестали держаться за отмирающие культурные наросты христианства.
Спасение окружающего нас мира вот приоритетная цель Иисуса Христа и церкви Его.
Тема богослужения и сложна и проста одновременно, поэтому табу за свободомыслие в ней на протяжении истории церкви было постоянным, иначе отлучали от церкви, клеймили позором, сжигали на кострах. И в сегодняшние дни, как бы прискорбно это не было, взгляды на отдельные составляющие в богослужении способны производить расколы в церквях и деноминациях, рождать ненависть и осуждение меж христиан.
Поэтому ваш покорный слуга решил начать это исследование не со скрещивания шпаг, а с договора со своим читателем, о том что анализ данного вопроса будет честным и не предвзятым. Давайте постараемся, на сколько это возможно, отказаться от своих стереотипов и погрузиться в честный поиск ответов. Но сначала немного пред истории о зарождении интереса к данной теме.
Очерк «Жиган»
Детство. Светлая пора. Именно тогда я познакомился со своим соседом Сергеем. С момента нашего знакомства пролетело более пятнадцати лет. Мир изменился, и мы с ним изменились. Сергей успел побывать сначала в тюрьме для малолетних, потом на взрослой. С самого детства для Сергея не было проблемой за деньги свесится с поручня на крыше девятиэтажного дома, ограбить киоск и т.п. А к двадцати пяти годам мой сосед стал наркоманом и рецидивистом по кличке «Жиган».
И вот мы встретились после его очередного освобождения из тюрьмы.
Я – Привет сосед. «Откинулся»?
С. – Привет сосед. Да ... Больше я туда ни нагой. А как ты? Что нового?
Я – Я стал другим человеком. Бросил наркотики, спиртное, даже матом не ругаюсь.
С. – Как это? Мы же с тобой столько раз вместе употребляли.
Я – Я впустил в сердце Иисуса Христа, и он изменил меня. Ты тоже можешь измениться и начать другую - счастливую жизнь.
С. – Уважаю твой выбор. Но я на зоне многое понял и теперь смогу сам жить по-другому.
И на самом деле Сергей, какое то время, держался и не употреблял наркотики. Он приобрел специальность авто маляра, стал встречаться с девушкой. С ней «случилась» не запланированная беременность и все шло к свадьбе.
Есть такая поговорка в среде наркозависимых – «героин умет ждать». Скоро Сергей уже был «на системе». Жизнь сильно усложнила очередная разборка, в которой ему воткнули в спину нож. Обидчик попал прямо в позвоночник и Сергей больше уже никогда не встал с инвалидного кресла. Некогда сильный и уверенный в себе человек не мог скрыть смущение, когда в спрятанную в штанине пластиковую бутылку стекали испражнения. Беспомощность от гордости и самомнения не оставила и следа. И вот Сергей решился попробовать то, что предлагал ему через меня Иисус.
С. – Привет сосед. Как жизнь?
Я – Все отлично Сергей. Я желаю, чтоб и ты стал счастливым в Боге.
С. – А что ты делаешь там, в церкви? … Могу ли и я посетить её? … А что такое спасение?
Он решил попробовать и посетить церковь. Посетив несколько раз богослужения, он сравнил их с похоронной процессией и вообще перестал интересоваться христианством.
Через пол года, выходя из подъезда, я наткнулся на отпевание православным священнослужителем какого-то молодого человека. Я подумал: «Кого могут отпевать в моем подъезде? Подобно биноклю, «теряя резкость» мои глаза упорно сопротивлялись увиденному. Мысли были неумолимы: «Сергей? Когда? Почему? Как?».
Кроме него, в свою церковь я приводил много людей. Не один десяток моих родных и знакомых переступали порог баптистского дома молитвы. Некоторые даже каялись, и не продолжительное время задерживались в церкви. И со временем меня начал мучать один вопрос. Почему Сергей, как и остальные, почувствовал себя чужим в моей общине и отказался дальше посещать её, хотя у него, можно сказать, не было другого выбора? После смерти моего соседа, я очень серьезно взялся за этот вопрос. Спрашивая у Бога, исследуя Писание, пытаясь абстрагироваться от, уже принятого мною, традиционного баптистского мировоззрения, я изучал этот вопрос. Он стал моим основным мотивом для обучения в семинарии.
Основное направление для размышления, пришедшее в мою «грешную» голову, это устарелость и непонятность унаследованных с времен Советского Союза протестантских литургических традиций в современном обществе. Потеряв чувство реальности, литургически-традиционная евангельская церковь, в своем большинстве, уже и не собирается учитывать культурное восприятие окружающих больных и прокаженных. Но «Осоление этого мира», любовь, простота и понятность в современном обществе, это ответственность христиан, за которую, кстати говоря, Господь потом и спросит. Вот только «Жигана» уже не вернешь.
Дмитрий Узенцев специально для www.protestant.ru