Мира всем и любви от Господа нашего.
Кто из нас не был на причастии в церкви? Это событие имеет не простое место в жизни любого христианина.
Но, что это за событие? Кто имеет право его преподавать? Как часто это надо делать? Почему именно в доме молитвы? Что происходит в этот момент? О чем надо переживать? Что надо представлять? Как этот процесс влияет на неверующих людей? Много вопросов у меня. А у вас есть вопросы к «вечере»?
Ну, что ж, давайте разбираться в этой области литургического богословия.
Заповедь причастия
«… дабы вы … соделались причастниками Божеского естества…» 2Пет.1:4.
Плавающее богословие, как рядовых членов, так и лидерского состава неизбежно ведет к профанации «таинства» или, по меньшей мере, к несогласованности вероучения и практики внутри отдельной конфессии и, тем более среди всех евангельских верующих.
Конечно, в контексте нашей работы, мы не сможем досконально разобрать богословскую и историческую стороны этой обрядовой заповеди. Поэтому, в основном, сосредоточимся на кратком описании проблематики современной ситуации. Мы рассмотрим некоторые аспекты, упущенные литургически традиционным взглядом на богослужебную практику евангельских христиан и баптистов.
Хлебопреломление, воспринимаемое многими евангельскими христианами «по Цвингли», всего лишь символ, но тут же традиционная фраза: «будьте осторожны, не роняйте крошек на пол, ибо это великая святыня Господня», рождает в нас противоречивые мысли.
И на самом деле либо одно, либо другое. Ведь это два противоречия не могущие сосуществовать вместе.
Все таки, символ или святыня? Знак или сакральная пища?
Конечно, нельзя отрицать мистической стороны причастия. Нечто происходит в духе человека в момент переживания радости от близкого общения с Господом, от осмысления обетований об ожидающем нас, от осознания единства Христовой церкви.
Но, вместе с тем, нельзя символам приписывать магических свойств. Вино – это просто вино, пока наш дух не переживает причастность к крови Христа. И все равно вино остается вином и не приобретает никаких мистических свойств. Все происходит верой нашей и в духе нашем.
С другой стороны нельзя упускать духовную составляющую и полностью переходить на рациональное восприятие процесса. Символы помогают нам иметь ориентиры в духовной практике. Кровь Христа имеет цену и плоть Его раздиралась тоже не зря. Процесс вечери способствует глубочайшему молитвенному переживанию победы Господа нашего и причастности к наследию Его. Но здесь возникает конфликт.
Так вино и хлеб это святыня, а соответственно нельзя чтобы непосвященный человек прикасался к ней, а то ай йяй йяй что будет?
Или, человек на замечании может ли «прикасаться к святыне»? А может пусть себе принимают и ничего страшного?
Место Писания 1 Кор.11:29-30, прокомментированное на фундаменталистский лад, заставляет нас задуматься над мистическими свойствами вина и хлеба, над которыми была совершена молитва. Помнится как я и сам пугал своих друзей перешагнувших порог баптистского дома молитвы: «ни в коем случае не принимай участие, сядь, а то можешь проклятие на себя навлечь».
В православном менталитете это конечно принимается на веру, но все же истина должна быть истиной. Контекст первого послания Коринфянам ясно подчеркивает, что не вино и хлеб, а грех против Тела Христа, т.е. общины, может привести к болезни и даже смерти. Ересь, раскол и т.п. грехи ставят человека в прямую конфронтацию с самим Богом. Поэтому лицемерно прибывая в церкви и выражая единство с ней (и в вечере в том числе) человек может обречь себя на страшные испытания. Но когда неверующий человек принимает участие в вечери, то ничего не происходит. В этом просто нет смысла.
Или ребенок, подбежав, взял кусочек хлеба – ничего в этом страшного нет. Он не освятился от этого и не осквернился, просто съел ребетенок кусочек хлеба и не более того. Ну и на здоровье. Братья мои дорогие, не важно какое вино или какой сок виноградный вы понесли на посещение больного.
То, которое «освящено в церкви помазанником» или любое другое, а хлеб вообще засохнет уже. Зачем бедную старушку пичкать кусочком хлеба, которому срок годности уже закончился? Не надо допивать вино по кругу в «братской комнате» после служения пока оно не закончится, особенно бывшим алкоголикам … это не вечеря, а законнический ритуал уже. Я пробовал это раньше, так что в курсе. Имейте мудрость.
Особое внимание стоит уделить запрету на участие в вечери людей на замечании. На чем основано это утверждение? Не на том ли старом фундаменталистском и вышеуказанном мышлении? В этом случае мы наделяем символы мистическими способностями.
Неужели Господь не видит ошибки людей, если они не принимают участие в вечере? Или, получается, что мы отводим суды Божьи от человека?
Я не пытаюсь вам мозг сломать. Все очень просто.
Бог воспитывает человека в не зависимости от того примет он участия в вечере или нет. И, даже наоборот, участие в вечере подвигает человека к размышлению о своей жизни.
А если человек лицемер, то это уже другая история и вы с этим ничего не поделаете. Не препятствуйте верующему принимать вечерю и, наоборот, побуждайте оставлять грехи и провозглашать единство с Христом и Его церковью.
Не мистифицируйте вечерю. Не лишайте человека понимания, что и благословения и наказания от Господа принимать надо.
Вечеря – это гораздо больше, нежели поминальная служба, чем она оказывается в большинстве литургически традиционных церквей. Ненужный плач о Христе, перенятый от православных братьев, считается рассуждением о теле Господнем (Лк.23:28).
Соответствующие разделы полу канонизированного сборника «Песнь возрождения» просто исполнены «песенного плача». Во время хлебопреломления важно сосредоточиться на размышлении о Теле Господнем, то есть Церкви. Важно увидеть глазами веры не столько процесс Христовых страданий, сколько их результат. Рассуждения связаны с благодарением и поклонением Богу, поэтому вечеря – это не траур, а торжество. Христос то воскрес уже, если что ... Те, для кого это новость возрадуйтесь - Христос воскрес. Господь подарил нам возможность быть сопричастными к Его триумфу в единстве Его Тела, а не дал указания к формализму, вечному трауру по Нему и самобичеванию по поводу своего несовершенства.
Проведение причастия раз в месяц – это ли необходимая мера против формализма по отношению к святыне. Эта аргументация обнажает достаточно примитивное понимание вопроса, т.к. из четырех теорий о «воплощении в причастии» опасность формализма больше всех остальных преследует сторонников «теории отсутствия» (воспоминание с использованием знаков), т.е. большинство евангельских христиан и баптистов. Любая крайность ведет к злоупотреблениям, от опасности суеверий и идолопоклонства, до законничества и номинального поклонения.
Собрания христиан первого века проходили еженедельно в день воскресения Христа, а главной целью была именно евхаристия (Деян.20:7), в которой прослеживается взаимосвязь общения и единства с хлебопреломлением (Деян.2:42 …). В раннехристианской литургии «(см. «Дидахе» XIV; Иустин I, 66-67) практика еженедельных причастий и предшествующих им праздников любви (αγαπη) стала отмирать в IV веке, когда в церковь хлынула масса номинальных христиан – карьеристов и приспособленцев».
Джон Уэсли и Жан Кальвин пытались восстановить периодичность причастия. Призывая проводить преломление хлеба чаще, Роберт Уэббер заключает: «Обновление богослужения означает не старый, заупокойный подход к причастию, но мощное и радостное переживание воскресшего Христа, Который присутствует в хлебе и вине, через них прикасается к нам и через них же исцеляет нас и делает нас цельными. Это праздничное богослужение». Сквозь призму святого причастия многие современные богословы, в особенности православные, рассматривают все учение о Церкви (евхаристическая экклесиология). Не мешало бы и нам пересмотреть как свое богословие «святых заповедей», так и их практику. Но, не консервируя в определенную традицию, по примеру выше упомянутых христиан, а исследуя на предмет соответствия Писанию.
Вопрос о квасном или пресном хлебе не может быть принципиальным, ведь мы не выполняем магических заклинаний и обрядовых форм.
Использование одной чаши или индивидуальных стаканчиков, какого вина или просто виноградного сока, какого хлеба – это все вопросы свободы выбора поместной общины, т.к. эту свободу нам дает Писание, где это не принципиальный вопрос.
Не следует превращать таинство ни в рутину с музейной точностью, ни в ультрасовременную «тусовку» с чипсами и кока-колой в виде святых даров. А в остальном нам дана свобода.
В ранней церкви богослужения совершались в домах верующих, в большинстве своем, при отсутствии рукоположенных служителей. Дома верующих в первые века, как и остальных людей на ближнем востоке в то время, были не большие и вмещали в себя в среднем 20 человек. Иерусалимской церкви, насчитывающей около 20 тысяч человек, трудновато было бы если бы причастие преподавали только апостолы и дьяконы.
Это означало бы, что небольшому количеству людей надо было бы посетить тысячу мест одновременно. Очевидно, что преподавать вечерю мог любой верный Господу в данном помещении. Праздничный характер Вечери Господней, как центра богослужения, а не похорон в конце оного, говорят о простоте, свободе и целенаправленности на переживание благодати в настоящем и будущем. Досадно наблюдать за многими литургически традиционными евангельскими похоронными процессиями с чинными и синхронными выносами сакральных даров и сакральной молитвой особенного человека – помазанника. В евангельской церкви не так много символов власти священства.
Это и понятно, ведь священники в Писании все любящие Господа и родившиеся с выше. Все чаще вечеря становится символом власти и прерогативой особенной касты людей из братского совета или подобных групп людей. Обидно, что такое простое действо, призванное нести радость, становится символом и рычагом власти.
Пастор, как известно должен быть учителен, а значит и квалифицирован. Это означает способность перешагнуть через стереотипы, традиции и дать своей пастве вечную истину Писания и читать не только «дежурный» отрывок, но и другие тексты (Ин.17; Еф.4:1-16; Ин. 3:14-24 …), которые дают размышление о церкви и её будущих перспективах. И евангелисты, и Павел рассматривали евхаристию как предвосхищение будущего Царства, кратковременное переживание будущей славы на небесах (Мф.26:29; 1Кор.11:26). Каждой общине жизненно необходимо глубоким молитвенным состоянием в поклонении переживать на практике перечисленные глубокие истины во время причастия, тем самым это таинство действительно будет сообщать ей благодать, подлинное единство во Христе благодаря Его присутствию, предвкушение вечности с Ним.
Итак, Вечеря Господня – не поминки, а праздничный центр богослужения, его кульминация.
Конечно, нельзя забывать и о воспоминаниях страданий Иисуса Христа, но это всего лишь одна из граней «евхаристии», не отменяющая остальные.
У причастия много граней. Сегодня можно переживать приношение своей жизни на жертвенник вместе со Христом, удаляясь от греховных ценностей и беря на себя определенные обязательства (Рим.12:1-3, Евр.13:16). В следующий раз можно вкушать, переживая достаточность жертвы за все наши ошибки (Левит 2:2,9,16; 24:7 …). Потом можно праздновать, предвосхищая будущее Царство, переживать будущую славу на небесах (Мф.26:29; 1Кор.11:26). И так, каждый раз можно облекать вечерю новой гранью её переживания.
Есть еще один практический вопрос. Как быть с неверующими или невоцерковленными людьми? В части православия есть практика «изгнания невоцерковленных» перед вечерей.
Сегодня баптистская и евангельская церковь часто делает что-то подобное. «А вы садитесь и не дай вам …» - узнаёте? «А вот когда креститесь, да будете жить правильно, без наших замечаний …» - знакомо?
В первой церкви вечеря была по домам и не надо было сильно заботится о восприятии процесса в большой массе людей. Не было больших актовых залов, а на массовых служениях мы не видим указаний о вечере, т.к. это вечеря любви, вечерний ужин верующих, теплый семейный праздник вокруг своего Спасителя и в день Его воскресения (Деян.20:7).
К чему я это все?
Если получится у нас отключить православный или католический менталитет, то следующую информацию вы поймете. У нас в церкви мы практикуем вечерю среди недели и каждую неделю. Почему? Все очень просто. Мое личное убеждение, что церковь живет среди недели своей настоящей жизнью, а не только в воскресенье.
Малые или ячеечные группы и есть церковь. Воскресенье – это большой праздник христиан. Но, учитывая менталитет наших невоцерковленных земляков, мы направляем воскресное богослужение в первую очередь на них, облегчая их понимание.
Это не означает, что мы подчиняем воскресное богослужение прихотям неверующих людей. Ни в коем случае. Мы делаем все, что восполняет как нужды верующих, так и нужды не посещающих церковь людей. И в этом нет противоречия. В этом есть целеустремленность в спасении грешника.
Мы можем принять вечерю в любой другой день, а преподать может любой рожденный свыше верующий. От этого вечеря не перестает быть такой же, как и в «храме», или преподанной «помазанником», ведь мы все священники.
Много сегодня получилось информации. Но, надеюсь, мне удалось подвинуть ваши стереотипы и приблизить нас к истине Божьей.
Ну, а теперь, с мнением или «святым негодованием» прошу всех высказываться на эту тему в форуме ниже.
Обязательно будьте благословенны. Бог даст и живы будем, спишемся через неделю.
Дмитрий Узенцев, специально для www.protestant.ru