Главная>Новости>Аналитика>Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №24

Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №24

Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №24
07.09.2011

 

Всем радоваться. А, заодно, и готовиться к непростому размышлению.

Казалось бы, зачем нам вся эта психология и все Её выкладки и умозаключения?

Ведь самый лучший психолог – это Бог, а самая лучшая книга по психологии – это Библия.

И «гхэть поганой метлой всех ентих психиваторов». У нас же только один авторитет, это Писание

. И кто ж поспорит с такой волной эмоций, да еще и прикрываемых авторитетом Писания?

Пожалуй, и я не буду спорить, да и зачем?

 

Но, мне придётся выделить размышление о научных и медицинских, в частности, фактах в этой статье. А Библию, ничуть не унижая, а наоборот, превознося только, буду утверждать. Есть такое условное понятие как евангельская мысль и иногда эту мысль можно проследить в поэзии, живописи, физике, высшей математике и т.п. Психология – это всего лишь наука изучающая человечка. Её, конечно, можно приговорить к сожжению, но можно и мудрости поучиться у части её разделов. Вне зависимости от нашего отношения к психологии, в этой статье мы будем говорить о простых фактах, с которыми не поспоришь. Поехали.

Проблемы поклонения связанные с межполушарной асимметрией мозга (№24)
 
Известный философ и ученый Б.В. Раушенбах в конце 80-х годов XX века обнаружил неожиданную закономерность. Оказалось, что логика рационального научного знания была понятна только математикам, физикам и инженерам.
 
Оказалось, что существуют две составляющие языка и два типа постижения мира: одной пользуется логика рационального научного знания, другой - логика образного мышления.
 
Теоретическое понятийное мышление дает хотя и абстрактное, но вместе с тем наиболее точное, обобщенное отражение действительности.
Теоретическое образное мышление позволяет получить конкретное субъективное ее восприятие.
 
Взаимодополнение этих двух мышлений дают нам восприятие действительности глубоким и разносторонним, точным и богатым разнообразными оттенками.
 
Нейропсихология с 60-х годов XX века говорила о том, что левое полушарие отвечает в основном за процессы рационального мышления, а правое за образное восприятие мира.
 
Нервные импульсы передаются из одного полушария в другое через комиссуры (межполушарные соединения), в частности через мозолистое тело (наибольшая по размерам комиссура).
 В педагогической практике, основываясь на данных исследованиях, обращается внимание на проблему межполушарной асимметрии мозга.
 
Функциональная асимметрия мозга ярко выражена и на литургически традиционном богослужении евангельской Церкви.
 
Любой профессиональный современный педагог скажет нам, что необходимо обеспечивать нагрузкой оба полушария, чтоб достигнуть максимальной эффективности в богослужении.
Но, конечно, когда цель, это не эффективность для Господа, а сохранение традиций, тогда можно успокоиться и перестать читать эту статью …
Она, явно, лишняя на пути сакрализации традиций начала прошлого века, ведь у вас и так все хорошо.
 
Фактически, на литургически традиционном богослужении протестантской Церкви работает, преимущественно, левое полушарие, т.к. проповедь является доминирующим элементом богослужения.
 
Но позволяет ли она духовно пережить информацию, ощутить сердцем Бога как подлинную, а не абстрактную реальность?
 
А если учесть что проповеди три или даже четыре, то о каком тогда осмыслении, переживании и поклонении к третьей проповеди можно говорить, если левое полушарие уже перегружено разнородной и, далеко не всегда связанной информацией, а правое осталось практически безучастным?
 
Получается, что «традиционное богослужение» ориентированное на три проповеди не достигает главной цели - освящения.
 
Информация так и не станет частью жизни человека, если он не переживет её далеко на подсознательном уровне как «пророчество от Господа в свою жизнь».
Общение между Богом и человеком на богослужении должно вовлекать в себя всего человека, а не часть его личности.
Самая важная заповедь (Мк.12:30) говорит о вовлечении в процесс поклонения всего человека. Душа со всеми её органами чувств: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус, эмоции; может быть вовлечена в поклонение посредством понятных современному человеку музыкальных произведений, запахов, эстетики богослужебного пространства, цветов и оттенков, особых молитвенных переживаний во время каждого из разделов служения, по средством телодвижений наполненных смыслом в поклонении Богу.
Эмоциональное состояние человека зависит от атмосферы на богослужении, которая способна навеять отчаяние или привести к ликованию.
Прошу заметить, не об искусственном нагнетании и не о психологических приемах из НЛП здесь идет речь, а о понимании примитивных аспектов и правил восприятия.
Баланс между эмоциональной и интеллектуальной сферами просто необходим. Толкование Слова Божьего это не все богослужение, а составная его часть, которая не должна запрещать остальные, переводить их в разряд «мы писали, мы писали, наши пальчики устали» или вообще превращать в «канонизированные формы рассматриваемые только под углом зрения традиций».
Богопоклонение должно быть христоцентричным, а не антропоцентричным, т.е. направленно не на человека с его мнениями, традициями, устоями и целями, а на Бога с Его желаниями в нашем отношении.
 
Православный менталитет помогает осознать, что человек ищет в богослужении не только интеллектуального назидания, но и здорового мистико-созерцательного и эмоционального переживания Бога.
 
Безусловно, велики расхождения между богослужением, скажем, ЕХБ и РПЦ, но существует одна точка соприкосновения - человек, выросший и воспитанный в православной культуре.
Проблему эмоциональной ущербности богослужения и не учета межполушарной асимметрии мозга можно было бы назвать надуманной.
 
Но зададимся вопросом: почему крайне редко мы слышим о пережитом реальном опыте в храме, в отличии от обсуждений проповеди и личностей проповедующих?
 
Словосочетание «меня коснулась проповедь» отражает, чуть ли не единственное здоровое «мистическое» переживание Бога в нашей богослужебной практике.
 
Чем переживание хорошей проповеди или красивой песни отличается от морально-эстетического потрясения, которое можно получить в театре?
 
Переживанием Самого Бога, который в нашем Ему поклонении Сам, по Своей милости и благодати, касается нашего сердца и меняет наше сознание!!!
 
Устраняйте дисбаланс – идите к эффективности для Господа.
 
 
Место для комментариев или помидоров чуть ниже. Обязательно будьте благословенны, и спишемся через неделю, если Бог даст и живы будем.

Дмитрий Узенцев, специально для Портала www.protestant.ru

Темы этой статьи
Еще по этой теме
Статьи из этой серии
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №35
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №34
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №33
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №32
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №31
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №30
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №29
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №28
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №27
 Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №26
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №25
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №23
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №22
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №21
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №20
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №19
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №18
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №17
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №16
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №15
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №14
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №13
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №12
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №11
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №10
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №9
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви)  №8
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №7
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №6
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №5
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №4
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №3
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №2
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №1
Похожие статьи
Возможны ли изменения в богослужении?
Готовы ли мы, взять и поменять все в нашем богослужении? Абсолютно всё … Что за вопрос, скажете вы. Зачем все эти перемены, революции? Всё идёт, как идёт. Всё проверено годами, отточено и так привычно....
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №35
Привет вам. Как то грустно мне писать эту статью. Ведь она последняя в нашей рубрике. Да и что еще сказать, когда все уже, вроде бы, сказано? Постараемся в этой статье сделать общий вывод всей рубрике «Кризис...
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №34
Что такое мир между церквами и зачем он нужен вообще? Странный вопрос, скажете вы. Но, к сожалению, на практике все на столько сложно и печально, что иногда у меня возникает вопрос: как может евангельская...
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №33
Привет всем мыслящим в Господе и имеющим ум Христов. Независимым мышлением, имеющим в фундаменте своем учение Иисуса Христа без всевозможных человеческих примесей, могут стремиться мыслить только, по настоящему, зависимые...
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №31
Радости вам! Счастья вам! Праздника вам в Господе! Праздник! Что это за слово такое? Каково его значение? Разве можно в церкви устраивать праздники? Это ж все мирское, душевное … или нет? Можно ли в...
Как стать христианином – Христиане.ру