Мира вам от Господа нашего. В дальнейшем, наше исследование будет более успешно, если мы учтем опыт апостолов и первой церкви в этом вопросе. Анализ форм и правил в богослужебной практике первых веков позволит нам сделать выводы и для современной ситуации.
Степень униформизма в богослужебной практике описанной Новом Завете
Чтобы более подробно изучить Новый Завет на предмет богослужебной практики и уместиться в рамки данной рубрики, мы разобьем исследование на две части: послания апостола Павла и книга Деяний с посланиями Иоанна.
С книги Деяний и посланий Иоанна мы и начнём. Договоримся так же и о том, что в этом исследовании мы не вступаем в богословские споры о дарах и проявлениях Духа Святого, а занимаемся систематизацией описания богослужебных практик того времени. А затем сделаем вывод о степени униформизма в различных «чинах» богослужения.
В книге «Деяния …»первые христиане, соблюдая иудейские религиозные традиции, поклонялись в храме каждый день (2:46;3:1). Община постоянно училась у апостолов, была единым братством, где все было общее (2:44,45; Еф.4:3). Постоянно были совместные молитвы, церковь была полна благоговения (благоговейного страха - 2:43), происходили чудеса и знамения (2:43). Это была счастливая не обрядовая церковь (2:46) - в ней царили веселие и простота.
Эта церковь была привлекательна и обаятельна (2:47) для внешних. Свидетельство о воскресении Господа Иисуса Христа было центральной проповедью Апостолов (4:33). В (5:15) церковь предстоит «поразительно» действенной - свершались исцеления и изгнания. В (11:26) говорится о том, что первые христиане язычники не имели религиозных иудейских начатков знаний и ученичество стало очень серьезной гранью христианства. Из (12:12) следует, что при испытаниях Иерусалимская община собиралась и прилежно молилась, не обращая внимание на время суток и продолжительность молитвы – вера в действенность их молитвы объединяла их. В (13:2,3) видно, что все решения принимались после совместных постов, молитв и откровений от Бога. Благословение через рукоположение, являлось символом делегирования полномочий от людей и доверия служенияГосподом. Евангелизация (13:14-16; 17:1-4; 19:8) проходила где угодно, а Павел вначале своего служения начинал её в синагоге. Отрывок (19:9-18) свидетельствует о серьезности отношения к проповеди и к обучению, а чудеса Божьи производимые даже без физических контактов говорят о силе действия Духа Святого к искреннему собранию.
Употребление имени Иисуса в молитве исцеления и изгнания – это первая проповедь, подкрепленная реальной властью, которую давал Иисус верующим в Него. В (20:7-12) присутствует такая форма общения, как пир любви - все приносили свою пищу на эту трапезу, и пировали вместе как любящие друзья и единая семья. Христиане часто не имели установленного времени собраний, а собирались тогда, когда это было удобно всем. Происходящее напоминает скорее семейное общение, чем современное церковное богослужение. В (21:23-26) обет назарейства показал, что Павел подчинил свои собственные желания и мнения делу Церкви, несмотря на то, что считал закон потерявшим силу.
Сделаем вывод по книге Деяния.
Первые христиане в Иерусалиме, соблюдая иудейские религиозные традиции, исполняли многие правила освящения, но позже они остались только в консервативных иудейских христианских общинах. Христианство, распространяемое по языческому миру было полностью освобождено от исполнения иудейских традиций и религиозных ритуалов (15:19-31; 21:25). Но даже в иерусалимской общине мы не наблюдаем фиксированных форм поклонения Богу, кроме поклонения в иерусалимском храме, и даже перечисленные части богослужебной практики общины разнятся с ходом повествования. Абсолютная свобода формы и времени богослужения в книге Деяния очевидны.
В послании апостола Иоанна ключевой текст: "… истинные поклонники будут поклоняться в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе" (Ин 4:21-24). Поклонение, которого желает Бог, это не поклонение застывшее в священных зданиях, привязанное к определенному преданию или обряду. Это живое служение, откликающееся на рекомендации Бога в современной ситуации. Резкая критика формализации богослужебной практики – это отправная точка в размышлениях апостола Иоанна о совместном поклонении. Второе место говорит об общение друг с другом и исповедании грехов (1Ин.1:7).
Итак, в форме раннего богослужения присутствовала свобода руководимая Духом Святым и отсутствовала, какая либо структура организации богослужения и какие либо правила. В следующем выпуске мы попытаемся проследить степень униформизма в богослужебной практике, описанной в посланиях апостола Павла. До новой встречи.