Главная>Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №4

Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №4

Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №4
Продолжение рубрики.

Тема № 4: Степень униформизма в богослужебной практике описанной Новом Завете
 

29.03.2011
Мира вам от Господа нашего. В дальнейшем, наше исследование будет более успешно, если мы учтем опыт апостолов и первой церкви в этом вопросе. Анализ форм и правил в богослужебной практике первых веков позволит нам сделать выводы и для современной ситуации.
 
Степень униформизма в богослужебной практике описанной Новом Завете
Обязательно будьте благословенны. Мы продолжаем анализ форм и правил в богослужебной практике описанной в Новом Завете и в этом выпуске попытаемся проследить степень униформизма в богослужебной практике описанной в посланиях апостола Павла. Это исследование, вместе с прошлым,позволит нам сделать выводы и для современной ситуации в протестантском богослужении.
 
В посланиях апостола Павла вечеря любви (1Кор.11:17-34,16:2; Гал.2:11-14) «Агапе»,трапеза дружбы и братства, устраивалась в воскресенье. Христиане могли в день Господа сесть к совместной трапезе, не зависимо от того, кто сколько принес с собой пищи и к какой социальной группе они относились. На вечерях любви люди были душевно очень близки, что отражалось в обычае«поцелуй мира». Чаша благословения (1Кор.10:16) и благодарения – новозаветная евхаристия, была центром богослужения в первой церкви и принималась при любом совместном богослужении.Покорность женщины мужу (1Кор.11:3), может говорить только о допуске к лидерским позициям в богослужении женщин, которые дома послушны мужьям своим. Молитва за всех святых, а особенно за миссионеров (Еф.6:18-20; Кол.4:4; 2Фесс.3:1-3; Евр.13:18), с самого зарождения церкви была частью богослужения. Молитва за начальствующих в данной местности (1Тим.2:1-4) имела своей целью защиту от гонений.
 
Такие элементы богослужебной практики, как проповедь (1Тим.4:13), прославление Бога через славословие, пение псалмов и духовных песен, ведущие к назиданию, всеобщей радости, поклонению и благодарению Бога (Еф.5:19-20; Кол.3:16), имеют своё отражение и в сегодняшнем дне. Проникая глубже в смысл слов Иисуса, сказанных самарянке (Ин.4:23-24), в контексте всего Писания мы можем сказать, что поклонение в духе означает поклонение в свободе (2Кор.3:17), в единстве (Еф.4:3), в радости (1Фес.1:6), в целостности (1Фес.5:23) и, конечно же, в Духе Святом.
 
В 1Фес.5:11-21 Павел перечисляет целый набор рекомендаций: о донесении истины с назиданием друг друга (Евр.3:13; 10:25), о постоянной радости от осознания благодати, о постоянной молитве как состояния души, о благодарности за все жизненные обстоятельства, о чутком отношении к Духу и его повелениям, о недопущении уничижения пророчества и о смелых экспериментах с выбором правильного решения.
 
Павел описывает христианские жертвы Богу (Евр.13:15,16) как хвалу и прославление имени Его, благотворительность и общительность. Общая концепция богослужения апостола Павла заключается в его понимании поместной церкви как тела Христова (1Кор.12:27). Каждому члену церкви дан дар Духа (1Кор.12:28) и его действия и поступки влияют на всю христианскую общину. Взаимосвязь и взаимозависимость даров духовных обнаруживается и в Богослужении в том числе (Еф.3:10) при их гармоничном сосуществовании (1Кор.14:40).
 
Апостол Павел в (1Кор.14) обсуждает несколько принципов богослужения.  Во-первых, церковное богослужение никогда не должно быть проникнуто эгоизмом. Ни один человек, ведет ли он богослужение или принимает в нем участие, не имеет никакого права направлять его сообразно с личными предпочтениями. Решающим вопросом для каждой части богослужения является: "Будет ли это на пользу каждому!" и "Приведет ли это всех присутствующих ближе к Богу и сблизит ли оно их между собой?". Во-вторых, Богослужение должно быть простым и понятным даже для человека, который первый раз пришёл на богослужение. В-третьих, уступая друг другу, «пророки» могут передавать Божьи истины, всей же церкви Павел советует размышлять над тем, что они говорят. Надо соблюдать свободу, но не допускать беспорядка. Люди, которые чувствуют в себе призыв передать откровение Божье должны это сделать, а не просто приходить посетителем на богослужение. Павел настаивает на балансе спонтанности и порядка в богослужениях. В-четвёртых,женщине запрещалось учить (1Kop.14:34-39), но здесь Павел оставался верным идеям своего времени, с которыми он прожил всю жизнь. Среди афоризмов раввинов было много таких: «Обучать женщину закону, то же, что учить ее безбожию». Надо понимать, что это не установление на все века, а передача той древней мировой тенденции, от которой христианская церковь еще не готова была отказаться.
 
Ранний опыт евангельской общины исключительно разнороден и не может служить неким методологическим шаблоном. Из посланий Павла видно, что отсутствует четкая структура организации богослужения, а присутствует различная богослужебная практика. Следует признать, что богослужение в ранней церкви было скорее динамичным и развивающимся, нежели статичным. Его нельзя свести к какому-то одному «канону» или «правилу», оно отличалось большой степенью разнообразия. Итак, степень униформизма в богослужебной практике, описанной в Новом Завете, стремится к нулю.
 
Конечно, несправедливо заявить, что богослужения в разных местностях были абсолютно не похожими. Были сходства и люди перенимали опыт друг друга – это естественный процесс. Но необходимо совершенно чётко уяснить, что форма в богослужении была на последнем месте и ей не уделено практически никакого внимания в Новом Завете, в отличие от храмового служения в Ветхом Завете. А это может означать только одно – недля авторов книг Нового Завета, не для первых христиан, не для самого Бога этот вопрос ни имеет ни какой ценности. Свобода действий и понятность в современном обществе, ведущие к развитию отношений с Иисусом Христом всех присутствующих – вот главное правило в Христианском богослужении на все времена. Не пропустите следующий выпуск.
 
Дмитрий Узенцев специально для  www.protestant.ru
Статьи из этой серии
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №35
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №34
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №33
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №32
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №31
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №30
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №29
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №28
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №27
 Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №26
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №25
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №24
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №23
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №22
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №21
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №20
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №19
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №18
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №17
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №16
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №15
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №14
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №13
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №12
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №11
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №10
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №9
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви)  №8
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №7
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №6
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №5
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №3
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №2
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №1
Похожие статьи
Возможны ли изменения в богослужении?
Готовы ли мы, взять и поменять все в нашем богослужении? Абсолютно всё … Что за вопрос, скажете вы. Зачем все эти перемены, революции? Всё идёт, как идёт. Всё проверено годами, отточено и так привычно....
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №35
Привет вам. Как то грустно мне писать эту статью. Ведь она последняя в нашей рубрике. Да и что еще сказать, когда все уже, вроде бы, сказано? Постараемся в этой статье сделать общий вывод всей рубрике «Кризис...
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №34
Что такое мир между церквами и зачем он нужен вообще? Странный вопрос, скажете вы. Но, к сожалению, на практике все на столько сложно и печально, что иногда у меня возникает вопрос: как может евангельская...
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №33
Привет всем мыслящим в Господе и имеющим ум Христов. Независимым мышлением, имеющим в фундаменте своем учение Иисуса Христа без всевозможных человеческих примесей, могут стремиться мыслить только, по настоящему, зависимые...
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №31
Радости вам! Счастья вам! Праздника вам в Господе! Праздник! Что это за слово такое? Каково его значение? Разве можно в церкви устраивать праздники? Это ж все мирское, душевное … или нет? Можно ли в...
Как стать христианином – Христиане.ру