Главная>Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №7

Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №7

Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №7

Продолжение рубрики.

Тема №7 : "свой - чужой" :)

 

20.04.2011

Мудрости нам всем от Господа. Мы приступаем к сложной и продолжительной части нашего размышления и для того чтобы продвинуться дальше, нам необходимо договориться. Подход в размышлении должен быть честным, взвешенным, конфессионально не ангажированным и лишенным амбиций по отношению к данной теме. Только после учета вышесказанного и с научным подходом «критического анализа» можно приступать к дальнейшему исследованию. Следующие несколько статей можно объединить под один заголовок «Влияние на формирование парадигмы традиционного евангельского богослужения».

Хотим мы этого или нет, но человек ограниченное «существо» со своими стереотипами, культурой воспитания, знаниями, заложенными с детства, окружающим его культурным контекстом и природными греховными склонностями, которые отражаются и в общемировых тенденциях отступления от чистоты веры. Об этих и других тенденциях, повлиявших на формирование традиционного протестантского взгляда на богослужение, мы и будем размышлять.
 
 
 
 
Запретительно - разрешительное мышление (крайностями)
Человек склонен мыслить в терминах «свой» и «чужой», «я» и «другие». Христиане склонны поддаваться искушению и отделять церковь от культуры окружающего нас общества.
Несмотря на амбивалентность многих аспектов в практике современного богослужения, верующие склонны видеть только то, что хотят увидеть – какую либо крайность, чтобы в дальнейшем построить на этом свои выводы. Желание придать множеству оттенков только чёрно-белый характер, не совсем приемлем для честных исследователей данной проблематики.
Протестантская церковь, в свое время, взяла простую Лютеранскую концепцию «только Писание». В результате разум устремился на первое место, но при этом подавляя многие мистические, эмоциональные и практически приемлемые начала христианства соответствующие евангельскому духу и Писанию.
Амбивалентность — (от лат. ambo оба и лат. valetia сила ) двойственность отношения к чему либо, в особенности двойственность переживания, выражающаяся в том, что один объект вызывает у человека одновременно два противоположных чувства.
 
Если образно представить человеческий мозг в виде ринга, то люди склонны идеи, которые им преподносит окружение, расставлять в разные углы, а потом, путем логических операций, сталкивать их друг с другом.
 
Наверное, каждому приходилось наблюдать за людьми, которые спорят об одном и том же, облекая один смысл в разные словесные определения. Взвешивание, сравнение идей, анализ темы и исследование сосуществования, на первый взгляд противоречивых идей, эмпатическое исследование – все это отличает здоровый анализ от «избирательного мышления крайностями». Когда христиане, под бессознательным давлением «избирательного мышления крайностями», начинают делить все на черное и белое, большинство из того, что им необходимо отнести туда или сюда, будет одним из миллионов оттенков серого.
 
Вот например, человек исповедующий Господа принадлежит одновременно двум мирам – духовному и физическому. Иисус - одновременно Бог и человек, одно лицо, в котором две природы прибывают неслиянно и нераздельно. Следовательно, церковь также состоит из двух природ: божественной (Дух Святой) и человеческой. Поэтому, церковь это люди, живущие и действующие в определенной культуре. И как следствие функционирования церкви, должна происходить христианизация культуры через понятность протестантского богослужения в современной окружающей культуре населения.
 
Конечно, организация формы богослужения, с учетом русско-православной и современной Российской около западной культуры, поспособствовала бы понятности протестантского богослужения в современной окружающей культуре и устранила бы чувства дискомфорта при посещении домов молитвы современными русскими людьми.
 
Но на это ни сможет пойти «избирательное мышление крайностями», так как в диапазоне с миллионами серых оттенков, оно неминуемо и подсознательно, будет выбирать из черного и белого. Мозг, не приспособленный к анализу с позиции  миссионерского мышления и в котором не заложен глубокий критический подход к изучению проблемы, не может сориентироваться и, идя по короткому пути, он выбирает решение, основанное на знакомых стереотипах, заложенных при воспитании, обучении, жизненном и религиозном опыте.
 
Намного легче не ломать себе голову и сразу сделать выбор в пользу уже существующей традиции, но это не путь честного исследователя данной темы.
 
В сегодняшнем размышлении важно было понять одну главную идею.
 
Необходимо анализировать ту или иную информацию не с позиции своих стереотипов, сложившихся из религиозного опыта, и не расталкивая все идеи в чёрное или белое, а с позиции главной цели Начальника и Главы церкви – Иисуса Христа и досконально изучая даже то, чему противится наша парадигма. А как известно Его приоритетная цель – спасение грешника, а не создание комфортной традиции для уже покаявшихся людей.
 
Спасибо за совместное размышление, оставайтесь в нём и в следующем выпуске. Благословений вам.

 
Дмитрий Узенцев, специально для Портала www.protestant.ru

Статьи из этой серии
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №35
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №34
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №33
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №32
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №31
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №30
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №29
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №28
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №27
 Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №26
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №25
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №24
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №23
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №22
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №21
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №20
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №19
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №18
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №17
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №16
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №15
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №14
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №13
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №12
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №11
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №10
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №9
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви)  №8
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №6
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №5
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №4
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №3
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №2
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №1
Похожие статьи
Возможны ли изменения в богослужении?
Готовы ли мы, взять и поменять все в нашем богослужении? Абсолютно всё … Что за вопрос, скажете вы. Зачем все эти перемены, революции? Всё идёт, как идёт. Всё проверено годами, отточено и так привычно....
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №35
Привет вам. Как то грустно мне писать эту статью. Ведь она последняя в нашей рубрике. Да и что еще сказать, когда все уже, вроде бы, сказано? Постараемся в этой статье сделать общий вывод всей рубрике «Кризис...
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №34
Что такое мир между церквами и зачем он нужен вообще? Странный вопрос, скажете вы. Но, к сожалению, на практике все на столько сложно и печально, что иногда у меня возникает вопрос: как может евангельская...
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №33
Привет всем мыслящим в Господе и имеющим ум Христов. Независимым мышлением, имеющим в фундаменте своем учение Иисуса Христа без всевозможных человеческих примесей, могут стремиться мыслить только, по настоящему, зависимые...
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №31
Радости вам! Счастья вам! Праздника вам в Господе! Праздник! Что это за слово такое? Каково его значение? Разве можно в церкви устраивать праздники? Это ж все мирское, душевное … или нет? Можно ли в...
Как стать христианином – Христиане.ру