Главная>Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №27

Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №27

Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №27
27.09.2011

Где же, где же тот самый рецепт богослужения, в котором сойдутся наполнение от Духа, истина, эффективность и привлекательность для невоцерковленных людей?

«У вас нет такого, только с перламутровыми пуговицами»?
Будем искать!
 
 
Привет всем исследователям нашей рубрики. Сегодня мы поговорим о том, без чего не мыслится богослужение у протестантской церкви, о том, что призвано поднимать человека на все большие духовные высоты и заставлять переосмыслить всю свою жизнь.
Это чин проповеди. Это не сложная тема, но нам понадобятся инструменты для этой операции: холодный рассудок, отключение фанатизма по своей традиции и понимание основной цели дара Духа Святого – дара пророчества Слова Божьего.
 
Пристегнитесь!
 
 
Служение проповеди
 
Библейская проповедь не должна быть приравнена к «древнему повествованию об Иисусе и Его любви», как к пересказу о тех старых добрых временах, когда Бог жил и трудился среди людей. Насущность и злободневность Слова Божьего для Церкви остается такой же, как и 2000 лет назад.
Тенденции перевести Слово то в проповедь закона с давлением на чувство вины, то в провозглашение красивых концептов, но без какого либо практического применения, то в морализацию или громкие пустые лозунги - это проблема многих литургически традиционных евангельских Церквей. Ко всему этому добавляются зависимость от преемственности в проповеди, аллегорического толкованию, использования трибуны для выяснения отношений, политиканства, передачи проповеди непонятным гостям с проповедью «не о чем» или для всеобщего запугивания.
Иногда просто диву даешься, слушая человека, который просто проповедует то что «ему открылось» или «приснилось» при чтении очередного отрывка из Писания.
Конечно, иногда это презабавно, но в основном от таких проповедей бывает на душе моей не очень хорошо. Спрашиваешь у братьев: «а ты готовился к проповеди? Сколько часов ты уделил этому?», а услышав ответ типа: «я всегда готов, я же каждый день Библию читаю и Бог открывает мне …»,  хочется быстрее ретироваться, чтобы просто не нагрешить.
Самое интересное, что такое мышление очень искренне и передается во многих традиционных церквах баптистов и евангельских христиан по наследству.
Попав в трепетные, трудовые руки простого человека, Библия подверглась опасности, над ней завис дамоклов меч доморощенного толкователя, поскольку тот быстро приноровился к ней и даже стал обывательски легко обращаться с ее священными смыслами.
Эгоцентричный (предубежденный) анализ библейского текста оборачивается порождением тысяч богословски неверных утверждений, которые потом благополучно наследуются последующими поколениями. Обновление проповеди как современной учительной экзегезы просто необходим. Используемое греческое слово в Библии, в Новом Завете глагол διδάσκω «я учу» и его производные, говорит о процессе обучения или то, чему обучают.
Знания, почерпнутые из Писания, которые способны обогатить духовно, обеспечить переживания Бога посредством Его откровений и есть то, что предлагает обучающая проповедь.
Экзегетическая проповедь должна быть основана на тексте Библии, быть грамотной, гармоничной, логичной, иметь четкую структуру. Здесь необходимо понять, что я не противопоставляю элементарные понятия гомилетики и действие Духа Святого. Зачастую собственные мысли человек легко принимает за действие Бога.
Это можно легко проследить практически на любой домашней группе традиционной баптистской или евангельской церкви. Утверждение типа: «мне Бог так открыл» или «мне так открылось», сразу отсылают к авторитету самого Бога. Интересное это само по себе явление. С таким же успехом можно продекларировать и «я так ощущаю» или «я так чувствую» или «я абстрактно это так вижу» …
Сколько людей, как известно, столько и мнений, но смешно наблюдать за людьми, которым открывает Бог разное, а подчас и противоположное на одни и те же достаточно простые места Писания.
Христос и апостолы учили как простых людей, так и знатных, нищих и богатых, безграмотных и мудрецов и их примеры говорят нам об учете в проповеди аудитории с её интересами (Ин.3:1-21; Лк.15:1; 18:18-27; Мф. 10-19 …), образованием, традициями, социальными статусами и т.п.. Члены церкви не являются просто пассивными слушателями. Их мечты и надежды, их мысли, отношение, горести и радости, их слабости, интересы — все делает свой вклад в процесс общения. Учительная проповедь позволяет вступать в процесс общения и диалога, который происходит между человеком и Богом.
Адаптация к той или иной культурной и религиозной среде (Деян.17:22,23) учительной проповеди имеет в себе цель — учить людей разных культур и прежних религий жить в послушании Богу.
Но как часто можно наблюдать в проповеди употребление не понятного языка для полу православного или невоцерковленного человека. Доступность и понятность проповеди, это еще одна важная тема. Заходя на собрание литургически традиционной протестантской Церкви, нередко, можно услышать богословские термины, архаизмы, жаргонизмы, баптистско-слэнговые обороты речи, употребление библейских историй без объяснения сюжета («ну вы же помните»), красивые синодальные слова, со слащавым лексически завышенным значением термина, не понятные в современной культуре … и все это, конечно же, направлено на давно верующих людей.
А остальным можно только рекомендовать заиметь на соседней лавочке «переводчика с баптистского на русский».
Значение экзегетического анализа при составлении проповеди переоценить невозможно, так как без понимания текста может ли существовать проповедь?
Основные и вспомогательные средства экзегетического анализа, такие как исторический дискурс, лексико семантический анализ и т.п., должны стать неотъемлемой частью подготовки проповеди, ведь «Не зная исторических обстоятельств можно выводить даже нелепые заключения о Боге» (Иоанн Златоуст).
 Сухая проповедь или лекционный стиль с уничижением эмоциональности и умалением здорового мистицизма дают не качественный подход к богослужебной проповеди.
Слово проповедника не будет популярным, если он будет говорить словом сухого, холодного рассудка и если оно будет носить слишком отвлеченный характер. Как много проповедей сегодня под которые хорошо спать или мечтать, но не созерцать Бога и не получать истину с живостью, в образах и переживаниях. Использование иллюстраций в проповеди нередко осуждается традиционных евангельских церквах, хотя Ч. Сперджен называл их «окнами проповеди, в которые входит свет, её освещающий».
Современная аудитория должна использовать и зрение, как один из органов чувств являющийся наиболее широким каналом для поступления информации. Мимика, жесты, эмоциональные всплески (изживая монотонность), передвижение по сцене (изживая статичность) наглядные образы и современные технологии (портативные компьютеры, мультимедийные, световые и видео проекторы, современные компактные радио микрофоны …) – все это, по возможности, должно быть на вооружении современного проповедника. Время идет, все меняется и технологии должны служить на благо Церкви.
 Снисходя к православному менталитету большинства граждан нашей страны, заметим, что рядовой член Церкви приходит в храм услышать наставление священника, а не трех или четырех. Количество проповедников, конечно, может быть любым, но и качество проповеди, их восприятие, запоминание и переживание их - будут хромать.
Можно спорить об этом до посинения, но факт есть факт – не вмещает человек больше, чем может вместить. Наполненная кружка воды не может вместить больше и будет просто переливать жидкость через край.
А еще можно налить и так, что в кружке и воды та не останется … Человека с православной ментальностью и мистическим представлением о богослужении, хотим мы этого или нет, очень легко перегрузить слишком большим количеством разнородной рациональности, и пустым, так и отпустить домой.
Не намного ли лучше, подготовив одну протяженную и качественную проповедь, дать пережить, переварить её, запомнить и отпустить верующего с мыслями о практическом её применении.
Что мы теряем в этом случае?
Во времени ничего, так как это протяженная учительная проповедь, и она заменит по времени все три малые. В глубине мыслей – только выигрывает, в созерцании Бога и собственном анализе – только плюс, в количестве проповедников – минус, но почему их должно быть трое или даже четверо?
Дань традиции, это не повод жертвовать эффективностью проповеди – одной из главных составляющих богослужения, соответственно целями всего богослужения, а значит и целями Бога. К тому же, для второй и третьей проповеди всегда можно найти место. Например, перед музыкальным блоком проповеднику можно коротко указать на причину славить и поклоняться Богу, перечислить ряд обетований и дать необходимый элемент ободрения.
 А перед основной проповедью, можно предложить начинающему проповеднику коротко поделиться на ту же тему, что и последующий. Это своеобразный зачин, к тому же, не отвлекающий человека на посторонние темы.
 Во все времена на кафедру выходили пророки и апологеты, которые готовили себя как со стороны отношений с Творцом, так и со стороны обучения. Обучением не стоит пренебрегать, противопоставляя его духовности, так как это не противоречивые, но дополняющие друг друга части нашей жизни (2Тим.2:2).
К сожалению, часто одарённых и образованных проповедников считают выскочками, надменными в своем образовании и просто гордыми. Вне зависимости от нашего мнения, существует духовная конкуренция и самый простой, и зачастую подсознательный способ, победить в ней – это все тот же старый «добрый» способ облить оппонента грязью. Не опускайтесь до этого добрые вы мои братья и сестры.
 Если говорить о моих личных предпочтениях, то я отдаю «первое место» продолжительной одной экспозиционной проповеди. Конечно, здесь много мнений и предпочтений и это правильно.
Это нас всех только обогащает. Но вне зависимости от предпочтений, тематическая ли проповедь, экспозиционная ли или смешенная, важно усвоить, что она должна быть хорошо подготовлена, подготовлена с Богом и иметь современные, конкретные, практические выводы для применения их в жизни.
 
Ревнуйте о том, что бы пророчествовать Слово и обязательно будьте благословенны.

Дмитрий Узенцев, специально для Портала www.protestant.ru

Темы этой статьи
Еще по этой теме
Статьи из этой серии
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №35
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №34
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №33
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №32
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №31
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №30
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №29
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №28
 Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №26
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №25
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №24
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №23
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №22
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №21
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №20
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №19
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №18
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №17
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №16
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №15
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №14
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №13
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №12
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №11
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №10
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №9
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви)  №8
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №7
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №6
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №5
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №4
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №3
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №2
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №1
Похожие статьи
Возможны ли изменения в богослужении?
Готовы ли мы, взять и поменять все в нашем богослужении? Абсолютно всё … Что за вопрос, скажете вы. Зачем все эти перемены, революции? Всё идёт, как идёт. Всё проверено годами, отточено и так привычно....
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №35
Привет вам. Как то грустно мне писать эту статью. Ведь она последняя в нашей рубрике. Да и что еще сказать, когда все уже, вроде бы, сказано? Постараемся в этой статье сделать общий вывод всей рубрике «Кризис...
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №34
Что такое мир между церквами и зачем он нужен вообще? Странный вопрос, скажете вы. Но, к сожалению, на практике все на столько сложно и печально, что иногда у меня возникает вопрос: как может евангельская...
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №33
Привет всем мыслящим в Господе и имеющим ум Христов. Независимым мышлением, имеющим в фундаменте своем учение Иисуса Христа без всевозможных человеческих примесей, могут стремиться мыслить только, по настоящему, зависимые...
Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) №31
Радости вам! Счастья вам! Праздника вам в Господе! Праздник! Что это за слово такое? Каково его значение? Разве можно в церкви устраивать праздники? Это ж все мирское, душевное … или нет? Можно ли в...
Как стать христианином – Христиане.ру